Часто мы стремимся посетить святыни, расположенные иногда за многие тысячи километров, даже находящиеся в других странах, чтобы приложиться к чудотворным иконам, к святым мощам Божиих угодников. Это очень нужное дело для нашего спасения. Но нам нельзя забывать о тех святынях, которые находятся рядом с нами, на нашей родной Тверской земле, чтобы чтить их, прибегать к молитвенной помощи святых, чтобы о них знали и помнили наши внуки и правнуки.
Мы посетили Свято-Екатерининский женский монастырь, расположенный в живописном уголке старой Твери (в Затверечьи) при впадении Тверцы в Волгу. Вид Свято-Екатерининского собора и колокольни украшает панораму Твери.
Подходя к монастырю, каждый переживал новую встречу с ним. У кого-то в этом районе прошли детские годы (и мы слышали восклицания о том, чего уж нет), кто-то бегал сюда на Богословские курсы (целая жизнь!), кто-то спешил, когда особо нужна была молитва за близких...
Немного оробев, мы решили осмотреться. На левой стороне улицы Кропоткина напротив монастырских врат мы увидели стенд "Добро пожаловать в Тверь" с информацией о монастыре и его храмах и подробной картой Твери.
Снаружи от монастырских врат стояли автомобили и сразу же вспомнилось, как еженедельно встречали на вокзале и отвозили к электричке в Москву Василия Ивановича Моисеева, преподавателя-подвижника Ветхого и Нового Завета на Богословских курсах, которого неизменно с любовью и особым почтением вспоминают все выпускники курсов. А когда мы уходили от монастыря, действительно, из монастырских ворот вышел Василий Иванович и сел в автомобиль, который повез его, несомненно, к ближайшей электричке на Москву.
Мы сфотографировались на память и вошли на территорию монастыря.
Левое фото Кутиной А. А.
У северной стены стоит памятник последнему настоятелю храма протоиерею Николаю Вологодскому. Мы подошли поклониться отцу Николаю.
Надпись на памятнике:
Протоиерей Николай Вологодский
1864 – 1932
Настоятель храма св. вмч. Екатерины.
1891 – 1932
Похоронен на Немецком кладбище г. Твери.
На территории монастыря нас окружали ухоженность и уют, созданные руками монахинь. Напротив собора прекрасный сад в белоснежном порядке, рядом – цветник. Поджидая благочинную мать Ангелину, мы присели на скамеечках, расположенных в тени деревьев. Дул прохладный ветерок, пели птицы на все голоса, словно они слетелись сюда со всего города. Мы чувствовали себя в Раю.
Фото Кутиной А. А.
Мы успели полюбоваться Свято-Екатерининским собором, вошли в него и приложились к святыням, остановились у стендов в притворе храма и снаружи по обеим сторонам входной двери на западной стене...
|
С матерью Ангелиной мы вошли в храм и сразу почувствовали, что находимся в родительском теплом доме.
Здесь множество икон, некоторые из них мы никогда не видели. А какие интересные рассказы мы услышали об этих иконах, о том, как они попали в храм. Ведь у икон, как и у людей, своя жизнь, своя история, свой неповторимый путь.
Мы очень долго не уходили из храма, хотелось еще и еще слушать эти удивительные рассказы. С огромным интересом мы слушали о приходском храме, который потом стал монастырским. Очень много узнали мы о последнем настоятеле храма святой великомученицы Екатерины протоиерее Николае Вологодском – о его жизни, служении Богу и людям, о том, что он, как и многие священнослужители, прошел суровые испытания безбожных лет и претерпел много скорбей во имя Божие, но не сдался.
Будем достойно чтить память всех мучеников, положивших душу свою ради Господа Иисуса Христа, ибо сказано (Евангелие от Матфея, 10:22):
22 " и будете ненавидими всеми имене Моего ради: претерпевый же до конца, той спасен будет."
22 "и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется." |
Мать Ангелина рассказала нам следующее.
Храм великомученицы Екатерины был сначала деревянным (XVII век), затем к нему пристроили придел в честь святителя Николая. Позже был построен и освящен двухпрестольный каменный храм (XVIII век). В начале XIX века к нему пристроили 3-й придел (правый) в честь Крестителя Господня Иоанна. Придел смогли так гармонично вписать, что почти не видно пристройки, только немного смещена арка главного придела.
Храм всегда был приходской, никогда на этом месте не было монастыря. До революции в этот храм приходило все Затверечье. "Храм старый, а монастырь молодой", – говорит мать Ангелина.
Последний настоятель протоиерей Николая Вологодский был очень добрый. Когда корова телилась, теленочка отдавал бедным селянам – все его любили за его доброту.
Отца Николая арестовали, остались сын Ювеналий Николаевич и после умершей дочери Августы две внучки. Сын Ювеналий Николаевич - был врач, вернулся позже, когда отец уже был в тюрьме. Внучки остались с няней. Все испугались, никто к ним не приходил, они почти умирали. Няне было нечем их кормить. И вдруг пришла подвода, полная продуктов – один из селян, у которого пошли хорошо дела и которому батюшка дал в свое время телочку, решил его отблагодарить.
Отцу Николая было 70 лет, когда он находился в тюрьме.
Батюшку обвинили в незаконных валютных операциях и контрреволюционной деятельности. В то время такое обвинение выдвигали, когда голодающие люди продавали колечко бабушки, чтобы купить еду и спасти детей от голода.
Батюшка ничего не подписал. В качестве наказания его посадили в камеру с уголовниками, которые над ним издевались: загоняли под нары и одевали на голову скуфейку с нечистотами.
Он умер в тюрьме от физических и моральных страданий.
Тело собирались отдать родственникам для погребения, но когда увидели то количество народа, которое пришло проститься с ним, решили, что на похороны партийных руководителей не приходит столько людей, и тело не выдали. Похоронили ночью на Немецком кладбище Твери в мешке с двумя телами. Сын был в отъезде, а няня побоялась ночью прийти, чтобы присутствовать на погребении. Место захоронения неизвестно. Теперь на этом месте находится ипподром. А у северной стены храма находится памятник (не могила!) батюшки.
Колокольни храма великомученицы Екатерины не стало после 70-х годов, когда ее разрушили. Храм после войны выглядел лучше, чем в те годы.
В монастырь приезжали родственники протоиерея Николая Вологодского: внучка Надежда Борисовна с детьми. За свои средства восстановили колокольню по старым чертежам и фотографиям - восстановили точную копию колокольни. Фото колокольни сделал знаменитый фотограф Прокудин-Горский (он сумел в эпоху черно-белой фотографии найти способ выполнения и воспроизведения цветных фотографий!), нашли ее в Архиве Американского Сената.
Правнуки отца Николая живут один – в России, другой – за границей. Дети Надежды Борисовны приняли Крещение, а затем приняли Крещение и их дети, которые сами этого просили. Не забывают монастырь и сейчас, и приезжают в гости.
Сначала Церкви отдали Вознесенский Оршин монастырь. Его игуменией была матушка Иулиания (Ритониеми, сейчас настоятельница Свято-Екатерининского монастыря), зимовать там не могли, владыка Виктор (митрополит Тверской и Кашниский) благословил жить при этом храме. Сначала здесь образовали подворье Оршина монастыря, потом владыка принял решение, что будет два самостоятельных монастыря.
Храм возвращали частями. Когда ремонтировали главный придел, в левом еще стояли сейфы. Ранее здесь находилось РСУ-3, на месте нынешнего сада были остатки от проходной.
Чудеса в храме стали происходить с самого начала восстановления храма, с главного придела.
В храме были поэтажные перекрытия, рельсы.
Леса поставили до самого верха, храм побелили.
И увидели в центре купола черное пятно. Рабочие залезли и рассмотрели, что это скопление мух. Причина была в теплом воздухе, который поднимался вверх и собирался под куполом.
Когда живность одолевает, молятся мученику Трифону. Матушка благословила служить молебен мученику. А рабочие пошли за дихлофосом.
Начали служить молебен. Пришли рабочие с дихлофосом и полезли по лесам наверх. У них упал баллончик, пришлось спускаться за ним вниз. Поднялись вверх – упал распылитель – спустились – поднялись – упал опять. Так они лазили вверх-вниз.
Когда молебен закончился, они в очередной раз забрались вверх. И в это время прилетела маленькая птичка с длинным клювиком, поклевала всех мух и исчезла. На иконах мученик Трифон изображается с соколом, и не возникло сомнения, что это была райская птичка.
Это было первое чудо.
Затем мать Ангелина рассказала нам об иконах храма.
Тихвинская икона Божией Матери находится слева от амвона. При открытии храма украли икону. Милиция попросила ее описать. А как опишешь икону? Так икону и не нашли. А после этого решили сфотографировать все иконы храма.
Тихвинская икона Божией Матери была совсем черная и видны были только глаза. На фотографии проявилось изображение Божией Матери и икону отдали на реставрацию. После удаления верхнего совсем черного слоя появилось изображение, совсем другое, чем на фотографии. Когда хотели сохранить иконы, сверху их записывали просто чтобы скрыть изображение. Письмо оказалось очень грубым, его тоже сняли и предстало изображение Тихвинской иконы Божией Матери.
Справа от амвона находится ковчег и икона великомученицы Екатерины.
Мощи великомученицы Екатерины в наших храмах большая редкость, поскольку часть мощей, которые сохраняются, сейчас находятся в монастыре великомученицы Екатерины на Синае и их не раздают (у нас во Владимирской церкви есть ковчег с частицей мощей великомученицы Екатерины).
Одному человеку, который занимался антиквариатом, досталась икона с частицей мощей великомученицы Екатерины. Не увидев никакой ценности в мощах, он отдал их монастырю. В храме мощи хранятся в красивом резном ковчеге.
Рядом находится ростовая икона великомученицы Екатерины в серебряном окладе.
Около солеи справа находится также икона Божией Матери "Не рыдай Мене Мати".
Эта икона редкая, мы впервые увидели такую икону. Исторически она известна с конца ХХ века. Мать Ангелина сказала, что это единственная икона, где Господь Иисус Христос изображен положенным во гроб.
При проведении реставрационных работ на сохраняемый слой накладывается профилактика в виде небольших страхующих кусочков, которые пред работой над конкретным участком удаляют, но сделать это нелегко.
Художник-реставратор хотела поскорее завершить работу с этой иконой и пришла в мастерскую в свой выходной день. Оказалось, что в мастерской не было света, но пока на улице было светло, она решила работать. С лика Божией Матери бумага отошла очень легко и она увлеченно работала, а когда вышла в коридор, оказалось, что уже совершенно темно. Вернувшись в мастерскую, она увидела столп света, исходящий от лика Божией Матери, который освещал все. Она очень оробела, но потом продолжила работать.
Уже позже ей говорили, как же она могла прикоснуться ПОСЛЕ ТАКОГО к иконе!
А на следующий день она рассказала о случившемся коллегам, и они ей не поверили. Они решили, что ей это привиделось от усталости. Стали фотографировать икону, но фотоаппарат не работал, хотя другие объекты фотографировал без проблем. Тогда люди поняли, что это чудо и стали вспоминать молитвы, кто какие знал. И после этого удалось сфотографировать икону.
До недавнего времени в храме находилась икона Распятие с предстоящими из келии одной из Дивеевских сестер. Икона обновляется и проявляются изображения: видны стали мироносица, сотник и надписи.
Теперь эта икона перенесена в часовню преподобных Иулиании и Евпраксии Московских, что у монастырских ворот.
Иконы часто приходят под праздники.
Мать Ангелина обратила наше внимание на иконостас. Так, Коневская икона Божией Матери, расположенная на иконостасе слева от Царских врат, появилась в храме перед всенощным бдением под Благовещение Пресвятой Богородицы, икона Спасителя, расположенная справа от Царских врат, – на Троицкую родительскую субботу. Четыре иконы апостольско-святительского ряда (3 ряд) – апостола Петра, апостола Павла, святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси, и святителя Спиридона, епископа Тримифунтского – пришли на праздник святителя Ионы.
Хотя иконостас еще не закончен, мы любовались
резными Царскими вратами, которые выполнили наши Тверские резчики.
Икона Киево-Печерской Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием. Когда принесли эту иконы, сестры увидели ее, казалось, в безнадежном состоянии: доски и в пакете красочный слой, как скорлупа. Реставраторы взялись за работу и красочный слой иконы сложился легко, как пазл, помощью Божией. Сейчас эта икона стоит рядом с Казанской иконой Божией Матери, в оконном проеме.
В храме находятся шесть икон Казанской Божией Матери.
Одна из них – Казанской Божией Матери, которая находится слева перед солеей, очень любима прихожанами. Увидев эту икону, одна пожилая чета захотела украсить ее, и они заказали серебряный венчик на эту икону. Перед тем, как принести в храм этот венчик, супруга увидела сон, что их с мужем моют в бане монахини, и она была возмущена таким сном. В монастыре им объяснили, что этот сон означает очищение их душ по молитвам сестер обители. После этого супруги заказали еще и рамку для этой иконы, увитую серебряными цветами.
Еще одна Казанская икона Божией Матери находится на северной стене главного придела.
Ее спас один студент во времена своей стройотрядовской юности. Хозяйка дома, где остановились студенты, хотела растопить печку свитком холста, который оказался иконой. Студент просил хозяйку не делать этого, но потом предложил взамен иконы свою гитару. А как ценилась в строй отряде гитара, мы знаем. Тогда икона была замаслена, теперь перед нами красивая и светлая икона, с удивительно ясным, словно светящимся, ликом.
Мы перешли в правый придел Иоанна Предтечи.
Еще одна икона Казанской Божией Матери находится в правом Иоанно-Предтеченском приделе рядом с проходом в главной придел. Эта икона мироточила.
Раньше во время эпидемий чумы и холеры перед ней служили 12 акафистов.
Приблизительно в 2003 году случилась такая история. В монастырь приехала паломница. Вдруг она заболела, вызвали врача и картина болезни соответствовала классической картине сибирской язвы.
Сибирская язва относится к особо опасным инфекциям. Скорая отвезла болящую в инфекционную больницу, ее положили в бокс, к ней входил персонал в противочумных костюмах.
В монастыре был объявлен карантин, проводилась специальная обработка. В это время игумения монастыря матушка Иулиания находилась в Оршином монастыре и ее не пускали в Свято-Екатерининский монастырь.
В Оршином монастыре служили 12 акафистов. После этого корова отелилась мертвыми телятами. Так бывает, когда Господь отводит беду от человека, поражает смертью домашних животных.
И в Екатерининском монастыре сестры тоже служили 12 акафистов перед этой иконой – икона замироточила.
Течение болезни паломницы резко изменилась и она начала выздоравливать.
Икона святителя Николая и великомученицы Варвары.
Когда храм был почти пустой, перед архиерейской службой обратились к знакомым батюшкам с просьбой помочь – дать иконы на время. Один батюшка (мать Ангелина деликатно не назвала его имени, а мы не спросили) дал икону и какое-то время не мог забрать ее. Когда пришел, не узнал: "Какая у вас икона появилась!". Икона за это время очистилась и изображение святителя Николая Чудотворца и великомученицы Варвары стали ясными. Батюшка так был поражен этим изменение, что оставил икону в подарок.
Икона святителя Михаила, митрополита Киевского, крестившего Русь.
Когда ее пожертвовали, она была совсем черной. Находилась в кабинете матушки, ее отнесли на несколько дней в храм, прежде чем убрать на хранение. И через несколько дней икона очистилась. Мать Ангелина улыбается и говорит: "... чтобы в запасники не попасть".
Большая икона Усеченная Глава Иоанна Крестителя на блюде с житием в серебряном окладе.
Эту икону предложили купить монастырю за довольно большие деньги. Таких денег не было. Икону оставили в гостевой комнате, где матушка принимает гостей.
И вот случилось приехать знакомому матушки, известному человеку из Подмосковья. Во время разговора с матушкой он все время посматривал на икону. Потом спросил, почему такая икона не в храме. Матушка объяснила ситуацию. Даже не спросив о цене, он сказал, что покупает для монастыря эту икону. Ему сказали, что она дорогая, но он был тверд в своем намерении.
Икону почистили, повесили. Через некоторое время его спросили, почему же он купил именно эту икону. И он поведал такую историю.
Однажды, когда он еще только начал воцерковляться, он решил для жителей своего города устроить праздник. Людям бесплатно предлагали угощение, в том числе, и мясные пельмени. Потом он пошел к своему батюшке и думал, что он его похвалит. Но батюшка разгневался на него и сказал, что это он совершил в день особо строгого поста – в день усекновения главы Иоанна Предтечи, и согрешил не только сам, но и ввел в грех весь город. И добавил, что не знает, как замаливать такой грех.
Поэтому, когда он увидел эту икону, понял, что через нее Господь дарует ему возможность искупить этот грех.
Примечательно, что до этого в его семье рождались девочки. Он усиленно молился перед этой иконой, и после трех девочек в семье 11 сентября (в день Усекновения главы Иоанна Предтечи) родился сын. Мать Ангелина, заканчивая рассказ, сказала: "Не возникает вопросов, как назвали сына. Конечно, Иоанн".
После этого мы перешли в левый придел святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
В этом приделе находится еще одна удивительная икона – Виленская икона Божией Матери.
В советское время одна благочестивая женщина хранила у себя храмовую икону Божией Матери. И эту икону она повесила в спальне невестки.
Как-то случилось невестке во сне услышать голос: "Отпустите меня домой". Она повернулась на другой бок и продолжала спать. И снова услышала голос и те же слова. Она подумала, что у нее просто болит голова, встала и открыла форточку. И услышала: "В форточку Я не пройду". Увидела, что кто-то перемещается по комнате, испугалась и побежала к свекрови.
Свекровь, богобоязненная женщина, сразу поняла, о каком доме идет речь, и отнесла икону в храм. Случилось это накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В этом же приделе находится Распятие с предстоящими. Однажды лампада перед этим Распятием сама зажглась.
И в связи с этим мать Ангелина вспомнила о Великой Субботе, в которую сходит благодатный огонь.
Весь православный мир с надеждой ждет схождения благодатного огня, потому что это обещание еще одного года...
В то время, когда еще не было спецрейсов для доставки благодатного огня в Россию, благодетели с риском для себя провозили через Израильскую таможню (самую строгую в мире!) благодатный огонь для монастыря. Так, две паломницы летели в самолете и обе (для страховки) держали на коленях сумочки с открытым огнем. И довезли же...
Сестры обители вспоминают Пасхальную службу, когда после Крестного хода две монахини вышли с пучками горящих свечей, зажженных от благодатного огня и, идя от главного придела, зажигали лампады и свечи. Служба была необыкновенно радостная, благодаря привезенному благодатному огню.
В этом же приделе находится большая икона преподобного Сергия Радонежского. Эта икона прославилась тем, что обновлялась на глазах одной прихожанки, которая любила молиться возле нее. Она видела, как по иконе проходила рябь и она обновлялась. А икона эта попала в храм совсем черной. До этого она хранилась у человека, который пообещал монастырю эту икону, а потом задумал продать ее и после этого тяжело заболел. Вся семья его уговаривала выполнить обещание, что он и сделал.
В этом же приделе находится икона Небесной покровительницы игумении монастыря матушки Иулиании – святой благоверной княгини Иулиании Новоторжской и Вяземской.
В храме находится еще много икон, достойных, чтобы рассказать о них, но время было ограничено. Мы вышли из храма на территорию монастыря.
Рядом с главными вратами монастыря находится часовня преподобных Иулиании и Евпраксии Московских, родных сестер святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, святые мощи которого находятся в Елоховском соборе в Москве. Для своих сестер святитель Алексий основал обитель – известный ныне Зачатьевский монастырь. Сейчас там восстановлен разрушенный ранее огромный собор с 11 приделами.
В первые годы Екатерининского и Оршина монастырей матушка Иулиания была игуменией Екатериниского монастыря, а матушка Евпраксия - настоятельницей Оршина монастыря. Обе матушки приехали поклониться в Зачатьевский монастырь и помолиться преподобным Иулиании и Евпраксии. Мощи преподобных сестер до сих пор не обретены.
Когда матушки вошли в монастырь, сестры обратили на них внимание и спросили, кто они. Узнав, что это игумения Иулиания и монахиня Евпраксия, побежали к матушке: "Воскресли! Явились!"
Справа от храма – дом ограды, в правом крыле которого находится часовня преподобного Серафима Саровского. Часовня была построена в 1903 году – в год прославления батюшки Серафима.
В часовне каждую субботу служат молебен преподобному Серафиму Саровскому в 13 часов.
Фото Кутиной А. А.
Келейный корпус находится немного в отдалении от храма, у противоположных ворот монастыря. Белый 2-х этажный корпус с деревянными крылечками, увитыми плющом. Монастырский покой нарушает по времени только маленькая деревянная колоколенка.
За келейным корпусом ведется строительство часовни преподобного Трифона Печенского, Кольского, просветителя лопарей (саамов)*.
Святой включен в Собор Тверских святых.
Мать Ангелина рассказала о чуде вознесения на Небо Чаши (Потира) из рук виновника разорения монастыря в 1589 году.
Почему часовня посвящена именно преподобному Трифону Печенгскому, объясняется легко: матушка Иулиания финка.
Однажды в монастырь без предупреждения приехала экскурсия из Мурманска. Матушка обычно не встречает группы, но в этот раз вышла навстречу. С группой был настоятель Трифонова Печенгского монастыря, с которым они встречались в Лапландии.
Примечание:
* - о преподобном Трифоне Печенгском
читайте на нашем сайте.
Возвращаясь от часовни преподобного Трифона Печенгского, мы увидели белоснежный келейный корпус и Свято-Екатерининский собор в новом ракурсе.
К монастырю приписаны три храма.
Храм мучеников Мины, Виктора и Викентия.
Боковые приделы храма не сохранились, сохранился только придел великомученицы Варвары. Служат 1 раз в год 24 ноября в день памяти великомученика Мины и мучеников Виктора и Викентия.
Храм сохранился в значительно лучшем по сравнению с другими приписными храмами состоянии, так как в нем находились фонды музея.
Храм преподобного Сергия Радонежского имеет три придела: преподобного Сергия, преподобного Алексия, человека Божия и пророка Илии. Этот храм расположен совсем близко к монастырю. Рядом с храмом была отдельно стоящая колокольня, которая не сохранилась. Храм старый, под тяжестью стены проседают, уровень земли повышается, вследствие чего повышается влажность и появляется плесень. Проводимых работ по поддержанию храма уже недостаточно, нужны серьезные финансовые вложения, которых нет.
В храме 1 раз в год совершаются богослужения.
Еще к монастырю приписан храм великомученика Никиты, расположенный за Пожарной площадью. Храм совсем разрушен, поэтажные перекрытия рушатся и входить туда опасно. Причина быстрого разрушения храма, которое происходит сейчас, в повреждении кровли купола. Оторвавшийся кусок железа стал причиной попадания осадков внутрь.
В советские годы в храме располагалась лаборатория. Поэтому в храме стоят печи, вытяжки, рельсы проходят через алтарь. Когда в храм можно было входить, обнаружили разлитую ртуть. Пришлось вызывать Санэпидстанцию для проведения обеззараживания.
Нашелся благодетель – раб Божий Сергий, который, работая дальнобойщиком, откладывает часть заработка и вносит деньги на поддержание храма. Но таких средств для восстановления храма недостаточно.
+++
Мать Ангелина закончила неполный рассказ о монастыре и чудесах, происходящих в нем, извинилась и оставила нас. Мы прошли вдоль южной стены собора к могилам сродников протоиерея Николая. Оглянувшись, увидела, как завороженно смотрят наши паломницы на купол и колокольню Свято-Екатерининского собора от стены Дома ограды. И действительно, собор отсюда очень красив!
После всего увиденного и услышанного о монастыре, мы снова расположились на скамеечке дивного уголка монастыря. Каждый мечтал о том, когда мы вновь посетим этот островок любви, тепла, который находится за оградой, вдали от бурного житейского моря... |
Информация на стенде
"Добро пожаловать в Тверь!":
"Екатерининский
монастырь
В 1775-1786 годах, при строительстве нового города после пожара Твери в мае 1763 года, на пожертвования императрицы Екатерины II и прихожан в Затверечьи, на мысу при впадении Тверцы в Волгу[1], была построена церковь во имя святой великомученицы Екатерины, одной из наиболее почитаемых христианских святых. И тогда, и ныне она является доминантой во всей панораме этой части города.
Эта церковь – один из замечательных образцов культовой архитектуры Твери в стиле барокко, имеющая оригинальные пристройки в классических формах. Верхняя часть храма богато и своеобразно декорирована. Завершает здание купольная гранёная кровля со стройной луковичной главкой на высоком гранёном барабанчике.
В 1929 году церковь великомученицы Екатерины была закрыта для верующих; под её сводами появился гараж, склад и ремонтная мастерская. В 1941 году, во время военных действий, верх колокольни был разрушен, а сохранившиеся ярусы разобрали в 1954 году.
7 декабря 1989 года храм стал действующим. Наконец, 15 июня 1996 года церковь святой великомученицы Екатерины была преобразована в Свято-Екатерининский женский монастырь[2]. В 2001 году восстановили верхние ярусы колокольни (архитекторы В.В. Курочкин и А.В. Прохоров). Великолепный потрясающий вид на устье Тверцы и Свято-Екатерининский монастырь открывается с противоположного правого берега Волги.
Далее вниз по Волге на той же улице (прежде Кашинская, затем Екатерининская – по храму, а с 1938 года Кропоткина – в честь П.А. Кропоткина, революционера-анархиста) находится каменная церковь во имя святых мучеников Мины, Виктора и Викентия, начинающая свою историю с 1785 года. В 1805 году церковь «…строеним приведена к окончанию». Приход в 1810 году составляли 322 жителя из 65 дворов.
В 1856 году к церкви пристроили два придела: Введения во храм Пресвятой Богородицы (левый) и великомученицы Варвары (правый). Прихожанами в Твери были разночинцы, военные, купцы и мещане, а в уезде – крестьяне Барминовской слободы (близ Восточного моста) и деревень Андреевское, Аркатово, Горютино, Сапково, Константиновка. Поблизости располагалась не существующая ныне кладбищенская церковь иконы Божией Матери «Неопалимая купина». В советское время церковь [мученков] Мины, Виктора и Викентия была закрыта, трапезную и колокольню сломали, а оставшаяся нижняя часть использовалась под различные цели: архив ЗАГС (1950-е годы), склад отдела рабочего снабжения речного порта (1970-е годы), затем здание передали под мастерские. В 1977 году была проведена наружная реставрация церкви как памятника архитектуры, а недавно на ней был восстановлен православный крест.
Недалеко от Свято-Екатерининского монастыря на улице Розы Люксембург[3] (прежде Сергиевская – по храму, затем Воскресенский переулок) стоит в окружении одноэтажной исторической застройки центра Затверечья церковь преподобного Сергия Радонежского (1775-1780)[4]. Наименование она получила по иконе преподобного Сергия, которую тверской архиепископ Арсений привез из Троице-Сергиевой Лавры. Верхние ярусы колокольни разрушены в 1930-е годы. Сохранившаяся нижняя часть храма завершается барабаном с возведённой над ним во время реставрации 1977 года луковичной главкой.
Примечание:
Цифры соответствуют объектам на карте Твери.
+++
Информация на стенде
в притворе храма:
"История храма
великомученицы
Екатерины
Храм великомученицы Екатерины возник в 20-х годах XVII века. Тогда он был деревянным. Рядом стоял тоже деревянный храм в честь святителя Николая. В отличие от Никольского, Екатерининский храм был «холодным», то есть не отапливался. К 1684 году Никольский храм обветшал, был разобран, а к Екатерининскому храму пристроили теплый Никольский придел.
В 1732 году деревянный Екатерининский храм сгорел и был возобновлен.
В 1773 году священнослужители и прихожане просили разрешения на строительство каменного храма. Строительство продолжалось с 1774 по 1786 годы. В 1800 году вокруг храма была устроена ограда. К 1813 году был пристроен правый Предтеченский придел в честь Рождества Пророка и Крестителя Господня Иоанна. В 1824 году по благословению правящего архиерея престольным праздником Предтеченского придела стал день 1-го и 2-го Обретения главы пророка Иоанна Предтечи (24 февраля ст. стиля).
В 1835 году устроена новая паперть, а в 1852 – перестроена колокольня. В 1901 году выполнены иконостасы в приделах храма.
В 1906 году в правой башне ограды устроена часовня в честь преподобного Серафима Саровского.
В 1932-33 годах после ареста последнего настоятеля храма протоиерея Николая Вологодского храм был закрыт. В 60-е годы была разобрана колокольня, пострадавшая в годы Великой Отечественной войны. Богослужения в храме возобновлены 7 декабря 1989 года.
В 1993 году при храме было открыто подворье Вознесенского Оршина женского монастыря. В 1996 году подворье получило статус самостоятельного Свято-Екатерининского женского монастыря.
В 2001 году восстановлена колокольня".
+++
Информация на стенде
в притворе храма:
"Протоиерей
Николай Вологодский
Последним настоятелем храма до революции был священник Николай Вологодский. О. Николай родился в 1862 году и происходил из духовного звания – отец его был диаконом, служил в храме преподобного Сергия, дед – священником.
В 1891 году Николай Вологодский окончил Тверскую семинарию и был рукоположен в диаконы, затем в иерея. Первоначально он служил в храме преподобного Симеона Столпника, затем после кончины тестя, настоятеля Екатерининского храма протоиерея Георгия Виноградова, был переведен на служение в этот храм. В продолжение своего служения о. Николай был законоучителем в Тверском сиротском доме, членом строительной комиссии при епархиальном женском училище, устраивал Николаевскую церковную школу, был законоучителем в частной гимназии, занимал и другие должности.
У о. Николая и матушки Лидии, дочери о. Георгия Виноградова, было двое детей – Ювеналий и Августа. Матушка Лидия умерла в молодом возрасте, о. Николай один воспитывал детей. Также рано умирает его дочь – Августа, оставив двух дочерей (ее муж умер еще раньше). Батюшке пришлось взять на себя и воспитание внучек – Надежды и Лидии. Сын о. Николая – Ювеналий Николаевич, стал врачом, работал в Твери. Был замечательным доктором, унаследовав от своего отца милосердие, доброе отношение к людям. Его профессиональные качества были отмечены присвоением звания «Заслуженный врач РСФСР».
В 1932 году протоиерея Николая Вологодского репрессировали и службы в храме перестали совершаться.
О. Николай скончался в тюрьме, тело его было тайно захоронено на Немецком кладбище в Твери, и родные смогли только взять горсть земли с этого кладбища и закопать у алтарной стены храма. Сейчас возле храма установлен гранитный памятник с фотографией о. Николая и указанием дат его жизни и служения в Екатерининской церкви."
+++
Информация на стенде
в притворе храма:
"Краткая историческая справка
о храме преподобного Сергия Радонежского
В 1749 году на месте современного храма преподобного Сергия стоял деревянный храм Воскресения Христова, построенный на пожертвования прихожан. Во время Литовского нашествия храм был разорен, но развалины его сохранялись еще довольно долго.
В 1775 году Тверским купцом Григорием Богдановым был заложен новый каменный храм, который в начале строительства с благословения Архиепископа Тверского Арсения был переименован в честь преподобного Сергия Радонежского. Это произошло по случаю возвращения Архиепископа Тверского Арсения из Троице-Сергиевой Лавры, где он был на поклонении мощам преподобного Сергия и получил в дар икону с частицами его мощей.
Строительство храма было закончено в 1780 году. Первоначально каменный храм был с малым теплым приделом во имя Илии Пророка.
В память о бывшей Воскресенской церкви в новый каменный была перенесена старинная, большого размера икона Воскресения Христова (Сошествие во ад) и повешена на правом столпе у западного входа в храм.
В 1834 году на средства Тверского купца Михаила Богданова по проекту Губернского архитектора Ивана Федорович Львова была пристроена колокольня и распространена трапезная: вместо одного придела были построены два – правый в честь Пророка Илии, а левый в честь Алексия, человека Божия.
В январе 1930 года в храме последний раз проходила служба. Богослужения возобновлены 8 октября 2004 года".
+++
Информация на стенде
в притворе храма:
"Краткая историческая справка
о храме
святых мучеников
Мины, Виктора и Викентия
Храм построен еще до Смутного времени, упоминается в писцовых книгах в 1628 году. До этого времени на месте Мино-Викторовской церкви существовало два храма: один в честь святых Афанасия и Кирилла Александрийских, а другой – святого мученика Мины; неизвестно, когда была разобрана Афанасиево-Кирилловская церковь, но в указе консистории в 1794 году упоминается только церковь святого Мины. Этим указом предписывалось священнику Прокопию Львову «с причетники и прихожаны» разобрать ветхую деревянную церковь на обжог кирпича, «приготовленного на новостроющуюся каменную церковь с приделом» (в честь святой великомученицы Варвары).
Первоначально церковь была покрыта тесом, с деревянною на каменных столбах колокольнею. Каменная колокольня была построена 1819 году, а тесовая крыша на церкви заменена железной в 1823 году. В 1858 году по желанию прихожан с северной стороны был пристроен другой придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В Мино-Викторовской церкви с особым торжеством правился праздник в честь пророка Илии, в этот день совершался крестный ход в д. Константиновку, где имелась деревянная часовня. В храме имелась икона святителя Николая с частицами мощей сего святителя и святого Иоанна Милостивого.
24 ноября 2006 года в храме была отслужена первая после закрытия храма Божественная Литургия".
24.11.2013: Престольный праздник храма мчч. Мины, Виктора и Викентия
(вид с запада)
|