|
Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи,
о Твоих великих благодеяниих на нас бывших,
славяще Тя
хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем
Твое благоутробие,
и рабски любовию вопием Ти:
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
(тропарь благодарственный Спасителю, глас 4)
В нащем храме сберегаются Господские святыни:
Святая Земля с Голгофы,
частица Мамрийского дуба,
аналойный крест с частицей Креста Господня,
каменное Распятие с предстоящими (XVII-?).
1. Святая Земля с Голгофы
Ковчег с 30 частицами мощей,
2-й ряд снизу, в центре ряда
Размер 43х26х11 см.
|
2. Частица Мамрийского дуба
Ковчег
с 20 частицами мощей,
1-й ряд снизу, 1-я частица справа
Размер 41х32х16 см.
|
|
3. Ааналойный крест с частицей Креста Господня
Размер 41х32 см.
Аналойный крест с частицей Креста Господня выносится из алтаря и полагается на аналой для поклонения и укрепления верующих в 3-ю Неделю Великого поста, Крестопоклонную, в праздник происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14.08, в народе - медовый Спас) и в двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14/27.09).
После возвращения креста в алтарь цветы, укращающие крест, раздаются верующим.
Есть благочестивый обычай приносить домой освященные святынями цветы и травы: их хранят во святых углах у икон, прикладывают к больным местам, заваривают для пития, собирают в подушечку для погребения (да освятится место будущего упокоения!).
|
4. Каменное Распятие с Предстоящими (XVII-?)
Размер 55х89х23 см.
В нашем храме хранится каменное Распятие (XVII-?) с предстоящими Распятому на Кресте Господу Иисусу Христу Пресвятой Богородицей и любимым учеником Господа, апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. Многие жители города знают благодатную помощь от этой святыни и приезжают, чтобы к ней приложиться, вознести молитву ко Господу, помазать больные места возлитой на святыню водой, увезти с собою лепестки возложенных на нее цветов.
Сколько же лет мраморному Распятию?
Предание повествует, что более 300 лет.
Как знать…
Его история большей частью сокрыта от нас.
Мы приводим рассказ прихожанки храма об этой святыни.
|
Рассказ прихожанки Л.
Каменное Распятие из деревни Голобово
Моя бабушка Егорова Мария Васильевна была последней хранительницей каменного Распятия в деревне Голобово Калининского района Твери, что в 5 км от Медного вниз по реке Тверце. Бабушка выросла в этой деревне, здесь же вышла замуж. В семье родилось семеро детей, двое из которых умерли во младенчестве. Дедушка умер до войны и бабушка одна, с Божией помощью, поднимала пятерых детей. Бабушка каждое утро читала молитвы. Богу помолится, потом дела делала... Работала в колхозе – от зари до зари. Тогда церквей было мало. Ближайшая церковь была в селе Пречистом (рядом с деревней Кобячево), приблизительно в 8 километрах от Голобово. В церковь ходили пешком. Бабушка говорила, что крест пришел из воды. Если услышите, что на льдине приплыл, знайте, это не так. В Тверце сильное течение. Давным-давно крест по дну с песком прибило к берегу у деревни. Может быть, столетия он путешествовал. Святыни сами выбирают место, где им людям светить и души святить. На месте обретения построили часовенку, простояла она, думается, не менее 130 лет. В этой часовне и было поставлено Распятие. Со временем, думается, в советские времена, часовня обветшала и развалилась. В 1952 году ее уже не было. Крест хранили старые благочестивые люди в своих домах. Сначала крест сохраняли в одном доме, после смерти хозяев крест взяли в другой дом, а когда умерли и эти хранители святыни, их дом купили приезжие. У новых хозяев крест оказался во дворе и их небрежением был насестом для домашней птицы. Тогда бабушка взяла крест к себе. Его перевозили на подводе, несколько человек поднимали. Было это почти 50 лет назад. Я была тогда девочкой, жила с мамой в Калинине, училась в младших классах школы. Когда приехала летом к бабушке в деревню, то помогала бабушке отмывать крест от толстого слоя грязи. Установили крест стоя в горнице на полу во святом углу под иконами, покрыли чистыми полотенцами. Бабушка говорила, что крест пришел из воды и помогает водою. Много народу приходило из ближних и дальних деревень. Люди приносили в дар святыне новые расшитые полотенца, которые бабушка складывала у креста (их накопилось много), и деньги, которые оставляли прямо на полу у креста. Крест омывали водою, эту воду собирали и давали болящим, люди рассказывали, что помогало. Приезжало московское духовенство, просили крест им отдать, предлагали большие деньги, но бабушка не отдала. Просили крест сфотографировать– в дом не пустила, фотографировали из-за порога. Где-то эти фотографии сейчас хранятся… Бабушка называла крест «Распятьë», т.е. Распятие (еще и сейчас можно услышать, как старые люди Успение Божией Матери и называют «Успеньë», Введение во храм Богородицы – «Введеньë»). Бабушка прожила 84 года. После ее кончины дом закрыли и он около 20 лет пустовал. Иконы украли, а крест так и оставили стоять в разоренном святом углу. В 2002 году началось восстановление Владимирской церкви г. Твери, и нас попросили отдать крест в только что открывшийся храм. Сохраненное бабушкой Распятие в церковь отдавала моя мама как старшая в семье, и после того, как увезли святыню, стало пусто в доме и на душе. Потом это чувство прошло.
Записано 09.01.2011.
|