ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
О храме: 2. Майорова Н. А. Историческая записка о сторительстве церкви 3. Архимандрит Амфилохий (Желябовский). История богослужений во Владимирской церкви: 2002-2012 4. Высокопреосвященнейший Виктор, митрополит Тверской и Кашинский 22.07.2012 совершил Великое освящение храма: ФОТОГАЛЕРЕЯ Тверь - старинный город в центре России. Город расположен в месте впадения в Волгу реки Тверцы, давшей название городу. Первое упоминание о Твери относится к 1135 г. Фото: храм в первой половине ХХ века. Владимирская церковь была построена по типовому проекту войсковых церквей для 1- го Московского лейб-драгунского полка, расквартированного в Твери с 1865 по 1914 г.г. Храм был освящен 8 сентября (26 августа по ст. стилю) 1904 г. в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 1995 г. после пожара здание не восстанавливалось и в таком виде в 2002 г. было передано Тверской епархии.
В храме совершаются регулярные богослужения. 2. Историческая записка о строительстве Майорова Ната Анатольевна, искусствовед Здание Владимирской церкви 1 лейб-драгунского Московского полка находится на Петербургском шоссе, д. 4-а, в Заволжской части Твери. Храм несколько отодвинут от шоссе и обращен к нему южным фасадом. Здание представляет собой традиционный образец культовой архитектуры - восьмерик на четверике - с обширной трапезной, соединенной арочным проемом с центральным помещением, к которому примыкают притворы. Постройка выполнена из красного кирпича на белокаменном цоколе. Восьмерик завершался карнизом, над которым сохранилось основание главы с поясом кокошников. Грани восьмерика прорезаны арочными окнами, имеющие по сторонам полуколонки и килевидные очелья. Четверик также украшен полукруглыми и килевидными кокошниками. К четверику примыкает притвор, вход в который обрамлен порталом с полуколонками и килевидным завершением. Композиция южного фасада храма имеет несимметричную структуру. Крыльцо смещено вправо и выступает в виде ризалита со щипцовым завершением. Над ним возвышается трех лопастной аттик, по сторонам которого помещены полукруглые киоты, соответствующие пряслам стен. На фасаде прясла стен разделены филенчатыми лопатками, между которыми прорезаны прямоугольные окна с полуколонками и килевидными очельями. На стенах выложены рельефные кресты. Завершает объем трапезной антаблемент с фризом из ширинок. Декоративные детали храма напоминают убранство культовых сооружений XVII века, русское узорочье, которое было чрезвычайно популярное в русской архитектуре конца XIX - начале XX вв. С восточной стороны храм отделяется от соседнего здания бывших Казенных винных складов глухой кирпичной оградой. Строитель церкви - уроженец города Сум Харьковской губернии военный инженер Иван Иванович Бондарев, преподаватель фортификации, топографии и физики в Тверском кавалерийском юнкерском училище, сын гражданского инженера, служившего в земстве, в Харьковской губернии. До поступления в Николаевскую инженерную академию, которую окончил 2,5 года тому назад, И. И. Бондарев окончил курс одногодичного отделения в киевском военном училище и курс физико-математического факультета в Императорском харьковском университете. И. Линдеман отмечает, что все работы по постройке и отделке церкви и произведены местными тверскими мастерами, за исключением мраморных и лепных работ, для которых были приглашены мастера из Петербурга. Здание храма было рассчитано на 630 молящихся, но при более тесном размещении могло поместиться и 900 человек. Особое внимание автор статьи уделил техническим новшествам при строительстве, описав их более подробно. "Кресты на церкви - железные, обтянутые медью и золоченые гальваническим способом; для придания ажурным крестам прочности между железными полосами, образующими концы или, по техническому выражению лапы крестов, вставлены деревянные брусья, замаскированные снаружи зеркальными стеклами, которые придают крестам вид ажурных; несмотря на дешевизну (1000 рублей за 9 крестов), кресты вышли оригинальными и красивыми. Другую оригинальность храма составляет мраморная облицовка, которая сделана из мраморных досок, скомбинированных и пригнанных так, что облицовка имеет вид вытесанной из дорого стоящих цельных мраморных массивов. Отопление в церкви было установлено калориферное с подогреванием воздуха, по желанию, наружного с улицы или внутреннего (до начала богослужения, когда в церкви нет молящихся); для усиления тяги воздуха из церкви установлены 2 грушевидных камина, которые до начала богослужения (когда в вентиляции нет надобности) могут быть использованы как калориферы (для нагревания воздуха). К западной стене трапезной над входом сделаны все необходимые приспособления для устройства хоров, каковые и будут сделаны по получении на то разрешения. В церкви имеется особый вход для священника. В церкви устроена раздевальня. Входные двери расположены с таким расчетом, что устранено всякое дуновение ветра в церковь. Двери отворяются в ту и другую стороны". На колокольне были помещены 7 колоколов разных величин (полный звон). Колокола вылиты на заводе потомственных почетных граждан П. И. Оловянникова сыновей в Ярославле. Самый большой колокол весил 53 пуда 31 фунтов, второй - 30 пудов 11 фунтов. Церковная утварь для нового храма была частично куплена и пожертвована вновь, частично в тверской мастерской серебряных изделий А. П. Ненастьева на Секретарской улице отремонтирована старая, о чем свидетельствовали оправдательные документы к книге расхода по церкви 1 лейб-драгунского Московского полка за 1904 г. Походная церковь представляла собой род палатки-намета, "сшитого по форме из ярины, снаружи окрашенной зеленою краскою, а внутри из тику, со всем принадлежащим к ней прибором, а именно: с 13 древками, определенной длины и с оковкою, окрашенных зеленою масляною краскою, с 43-мя колышками с железными вверху гайками, - также окрашенными зеленою краскою. На верху намета три медных шара с таковыми же медными прикрепленными к ним четырехконечными крестами. Колокола. Большой колокол с узорчатыми кругом малыми фигурами, без надписи, весом 18 фунтов. Второй колокол без фигур и надписи, весом 3 фунта. Третий колокол без фигур и надписи весом 2 фунта и три четверти - в музыкантской команде. Олтарь. Престол деревянный под лаком складной, приспособленный к перевозке во время походов. Святой антиминс священнодействован Преосвященным Филаретом Епископом Ковенским и Виленским Литовской епархии 1859 г. октября, выдан Высокопреосвященным Иосифом Митрополитом Литовским на белом атласе. По ветхости переменен на новый в 1892 г. 12 июня. Святой антиминс священнодействован Саввою Архиепископом Тверским и Кашинским 1892 года на желтом атласе". Складной иконостас был изготовлен из холста, на нем написаны иконы, Царские, южные и северные врата. Иконы в киотах - "Успение Богоматери", Святого великомученика Георгия Победоносца и святителя Николая Чудотворца - предназначались для торжественных богослужений перед строем войск. Они в серебряных позолоченных окладах 84 пробы (предположительно, XIX в.), надписи на финифтяных накладках. В описи упоминаются иконы, подаренные полку во время военных походов. Это образы Богоматери (вклад епископа Полтавского Нафанаила в 1854 г.), Спасителя (благословение Тверского городского общества в напутствование его при отправлении полка в действующую армию за Дунай в 1877 г.), святого благоверного князя Михаила Тверского (благословение Высокопреосвященнейшего Евсевия за блистательные победы в войну 1877-1888 гг.). Церковная утварь, хранившаяся при походной церкви, датируется 1753-1864 годами, то есть сопровождала полк в походах с середины XVIII столетия. В том числе было блюдо накладного серебра для освящения хлебов на Всенощном бдении, вложенное штаб и обер-офицерами полка в 1864 году. Церковная утварь и иконы, скорее всего, хранились в храме, выдавались полку, как и принято, на время выступления в поход. Принималось по описи. Об этом свидетельствуют заметки на полях описи и передаточные подписи полкового священника Федора Павлова сына Острякова, церковного старосты полкового казначея капитана Барыш-Тищенко (1863 г.), полкового священника Ильи Покровского (1876 г.), священника Василия Спасского (1911 г.). В церкви находились 8 старинных штандартов, а в стоящих по обеим сторонам витринах - два мундира: мундир в Бозе почившего Августейшего Шефа полка Государя Императора Александра II, пожалованный в 1881 году, и мундир в Бозе почившего Августейшего Шефа полка Государя Императора Александра III, пожалованный в 1884 году. Это отмечает очевидец - И. Линдеман. В 1907 году в церкви случился пожар, ремонт был произведен в этом же году на частные средства, главным образом тщанием потомственного почетного гражданина Твери Константина Николаевича Григорьева, который был церковным старостой с 12 октября 1907 г. Ктитором состоял с 6 сентября 1907 г. ротмистр Александр Александрович Болотов. Торжественное освящение храма состоялось 22 октября 1907 г. Чин освящения и литургию совершал преосвященнейший Алексий, архиепископ Тверской и Кашинский. Осенью 1911 г. протопресвитер русской армии и флота Георгий Шавельский освятил первую в армии читальню-клуб для нижних чинов, устроенную командиром 1-го драгунского полка князем Енгалычевым. Скорее всего, это было помещение, выделенное на территории драгунских казарм. Подтверждением этого может служить то, что в архивных фондах Думы и Управы, строительных фондах сведений о постройке отдельного здания нет, нет и упоминаний об этом событии в прессе. Бессменным священником Владимирской церкви 1 Московского лейб-драгунского полка состоял Василий Дмитриевич Спасский. Он родился 28 января 1866 г. Отец - священник села Вырца Бежецкого уезда. Учился в Тверской духовной семинарии. Уроки Закона Божия проводились в церкви. Конечно, изменился состав прихода. "Приход состоит из православного населения, преимущественно рабочего, живущего под Тверью за Петроградской заставой до Горбатого моста по обеим сторонам Петроградского шоссе и в прилегающей к шоссе деревне Поповке. Население двух категорий: пришлое для работы на Русско-Балтийском заводе, другое оставшееся при заводе, жительствующее в своих домах. Примерно 200 ч. Если судить о бывших у Св. Причастия, то их в 1919 году было не менее 1500 ч." - сообщает священник в 1919 г. Фото: пристроенное здание бывшего клуба "Заря", Одним из наиболее сложных вопросов, возникающих при исследовании истории храма, это время возникновения пристройки, в которой ныне располагаются помещения клуба "Заря". Сведения о возникновении клуба в архивах найти не удалось, скорее всего, это связано с тем, что клуб находился при Химбазе, и все материалы хранились в архивах этого учреждения. Сохранились фотография Владимирской драгунской церкви 1920-х годов и вид казенного винного склада 1900-х годов, где нет пристройки к храму со стороны алтаря. Архитекторы Свода памятников архитектуры и монументального искусства России, исследовавшие этот храм, считают, что пристройка к храму под помещения клуба "Заря" была сделана в 1930-е гг. с востока, севера и запада и стилизована под первоначальные формы памятника. При этом были разобраны шатровая колокольня и апсида, глава храма, интерьер был стилизован под клуб. Над центральным объемом сделано новое перекрытие. К 1930-м года относится лепная отделка стен трапезной и массивный портал входа на восточной стене. Владимирская церковь 1-го Московского лейб-драгунского - выдающийся памятник архитектуры в русском "национальном" стиле начала XX века, генетически связанном с русским искусством XVII столетия. Этот стиль занимал важное место в истории отечественного зодчества, формируя облик русских городов на рубеже XIX-XX вв. Этот стиль пришел на смену последнему большому синтетическому стилю Нового времени - классицизму, базировавшегося на эстетических идеалах Возрождения. Концепция "национального" стиля была более способна адекватно выразить характер, "душу" народа. История Владимирского храма неразрывно связана с военной историей России, занимая немалое место в жизни русской армии. Еще с Петровских времен в штатах полков значились священники, слова которых укрепляли нравственные начала, веру в добро, справедливость и победу над врагом. 3. История богослужений во Владимирской церкви: 2002-2012 Архимандрит Амфилохий (Желябовский) 12 апреля 2012 года исполняется 10 лет с первого богослужебного дня после восстановления храма. Это была пятница. Служили молебен Владимирской иконе Божией Матери и великое повечерие с утреней и 1-м часом под 3-ю поминальную субботу 4-й седмицы Великого поста. Рассказывает архимандрит Амфилохий (Желябовский), настоятель Владимирской церкви Твери. Мы приехали в Тверь в 2001 году. Это было перед святителем Николаем. А на святителя Николая я с владыкой Виктором (тогда – архиепископом Тверским и Кашинским, теперь – митрополитом Тверским и Кашинским) уже служил в кафедральном соборе (Твери). И потом он сразу определил меня в этот храм. Когда мне поначалу сказали, что это Владимирская церковь, я думал, Владимирская – в честь святого равноапостольного великого князя Владимира. А когда разузнал, оказалось, что Владимирская – это в честь Владимирской иконы Божией Матери. 11 марта 2002 года состоялась встреча, на которой присутствовали генерал Орлов Владимир Николаевич (из Москвы), полковник Смагин Юрий Петрович – командир Химбазы, владыка наш Виктор, секретарь его протоиерей Павел Сорочинский, и я, естественно. И на словах было нам определено, что, где раньше был храм – это ваше: не место, где был спортзал, не клуб "Заря", где сейчас Воскресная школа. Так мы начали. После этого было вроде не холодно, но потом пошли морозы. Край здесь немножко попрохладнее, нежели откуда мы приехали. Я полагал, если апрель, то это теплый месяц. На Украине уже тепло, на Донбассе сажают, зачастую к Пасхе и картофель посажен. Чтобы найти хоть какую-то помощь и с чего-то начать, мы раззванивали кругом из кабинета директора клуба "Заря" Веселовой Галины Евгеньевны. Все, кто ни приходил помогать, все работали с радостью, особенно военные и ребята, которые от военных. Когда я в кафедральном соборе за богослужением обратился к владыке: «Владыка, благословите мне антиминс», он с таким удивлением воспринял это. Подзывает тогда архимандрита Адриана (ныне епископ Бежецкий): «Отец Адриан, отец Анатолий (имя иеромонаха Амфилохия до пострига) просит антиминс – это возможно?» Тот заулыбался: «Владыка, если отец Анатолий просит, я надеюсь, он зря просить не будет». – «Тогда дайте ему». – «Хорошо». И владыка антиминс благословил. И вот 12 апреля 2002 года* мы здесь служили первую службу. Это был молебен Владимирской Божией Матери, часа в 3 дня, а в 5 часов вечера было у нас вечернее богослужение. Примечание. И потом, пока у нас был навес вместо крыши, он все время больше всего переживал за нас. Где бы он ни служил, рассказывали, он все говорил: «У всех у вас есть крыша, а у отца Анатолия даже крыши нету, как же он там служит?» Вот он переживал, все пекся о нас. Спаси его Господи, владыку. Так мы по милости Божией и начинали. Бывало, приходим на Литургию, на улице с утра минус восемь – минус десять градусов. Чтобы подризник одевать и затем облачиться, надо снять верхнюю одежду и раздеться почти полностью. Отец Амвросий говорил (он тогда еще был нерукоположеный и был еще Сашей): «Пап, это как в источник сначала окунуться». Господь так хранил. Господь помог перенести это. Когда весна началась по-настоящему, естественно, пошли дожди. И вот первый дождь. А что, целлофан, удержит что ль? И вся вода у нас под целлофаном. Тогда покойная матушка, Царство Небесное, тут бегом бегала – тряпка, ведра, давай собирать эту воду. Я пока готовлюсь Литургию служить – на Престол и на Жертвенник раскладываю, достаю чашу, кресты и Евангелие на престол кладу, а она там бегает, убирает воду эту, а Амвросий (иеромонах Амвросий) выносит ведра с водой на улицу – помогает маме. Надо что в алтаре помочь – мне поможет, а то бежит маме помогает, чтобы воду убрать. Так вот было. Тогда обратились мы к Поликарпову Михаилу Ивановичу, директору завода «Сварметмаш», дай Бог здоровья. Он профинансировал и мы купили рубероид. Рубероид положили поверх целлофана. Тогда у нас не стало воды. Правда, темно стало в храме, но ничего, по милости Божией зато воды не стало. Вот так у нас совершались первые службы. Потом пришла первая зима. По милости Божией получилось нам установить фермы для крыши. Думаем, по-хорошему закрыть их и утеплить не потянем. Что делать? Как-то их накрыли. Потолок утеплили опилками слоем 15-20 сантиметров. А западная стена была деревянная, рядом с ней еще стену добавили и между ними тоже опилки засыпали. Вот так мы первую зиму здесь и служили. Конечно, людей тогда очень мало ходило, потому что условий не было совершенно никаких. Было и холодно, и остальное, что говорить? Но ничего, слава Тебе, Господи. На Рождество (тут батюшка вздохнул) привезли мы елок, десятка два или три. Потолок у нас держался на подпорках и мы тогда к каждой подпорке елочку привязали. Между подпорками-елочками на нитках снежок повесили - попросту вата висела у нас. Тут же подсвечники стоят. И к Рождеству, как обычно, пришел пожарник. Он как глянул, за голову взялся: «Батюшка, что это такое?». «Как что, – говорю, – это праздник, Рождество Христово». – «Да это же...» – «Да Господь сильнее всего. Все будет хорошо». – «Ну, надеюсь, батюшка». – «И я тоже надеюсь: вы тут рядышком, на Заставе, думаю, там огнетушители хорошие у вас. Ну вот, милость Божия, говорю. Не переживайте, Господь не допустит, что здесь что-то будет». Ну, слава Тебе Господи, мы с ним сошлись с этим человеком, все получилось очень хорошо. На следующий год по милости Божией мы раскрыли навес и сделали потолок, который сейчас. Тогда уже мы немножечко зажили повеселее. Храм у нас стал большой. Пробили окна – до этого они были заложены. Господь послал: Химбаза помогла, постарался главный бухгалтер Евдокимов Сергей, чтобы изготовили окна, которые и сейчас стоят. Окна прекрасные. Потом на Вагонзаводе сварили нам решетки на окна и установили. Так по милости Божией и пошло.
По началу алтарь у нас был на амвоне. А потом с помощью Вагонзавода – тогда был директором Савин Владимир Иванович, спаси его Господи, дай Бог здоровья, побеспокоился он – сделали очень хорошо алтарь. Потом в алтарь приобрели утварь. Утварь приобретена стараниями директора завода «КСМ-1» Митрофаненко Николая Николаевича, спаси Господи, он прислал и людей. Они здесь нам поштукатурили, и вся красота, которая в алтаре – его стараниями приобретена. Перешли служить в алтарь, вот мы и до сего дня служим. Так по милости Божией и пошли, пошли службы. Потом, как помните, рукоположили сначала отца Амвросия (Желябовского), был тогда он отец Александр, после принял монашество – Амвросием стал, потом отца Вадима (Желябовского) рукоположили, после всего отца Дионисия (Леонова) рукоположили во диакона, потом во священника. Вот мы таким составом здесь по милости Божией подвизаемся во служении. Божия Матерь нас здесь и держит, и помогает служить всем четверым священникам, по милости Божией восстанавливать храм. Такое было начало, что здесь еще сказать? 22.03.2012. |
© 2011-2013 Официальный сайт Владимирской церкви Тверской епархии Московского Патриархата |