ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ
ТВЕРСКОЙ ЕПАРХИИ
МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
170003,
г. Тверь,
Санкт-Петербургское
шоссе, д. 4, корп. 2.
Тел.: 8(4822)55-24-50,
8-904-012-79-96, e-mail: vladimirskaya1904@ya.ru
Наши реквизиты: ОАО АКБ «ТГБ», г. Тверь,
р/сч 40703810000000000562, к/сч 30101810100000000790, БИК 042809790
в ГРКЦ ГУ Банка России по Тверской обл. Православный приход Владимирской церкви ИНН/КПП 6902036415/690201001
ФОТО:
Ковчег
с 30 частицами мощей
во Владимирской церкви.
Частица мощей
св. ап.
Андрея Первозванного: 1-й ряд сверху,
1-я частица слева
Тропарь Преображению Господню, гл. 7: Преобразилсяеси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху;
да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный,
молитвами, Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Тропарь св. ап. Андрею Первозванному, гл. 4: Якоапостолов первозванный
и верховнаго сущий брат
Владыце всех, Андрее, молися,
мир вселенней даровати
и душам нашым велию милость.
Слава: Тропарь о умножении любви, гл. 4: Союзомлюбве апостолы Твоя связавый, Христе,
и нас, Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав,
творити заповеди Твоя,
и друг друга любити нелицемерно сотвори,
молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.
И ныне: Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, гл. 4: Днесьсветло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,
чудотворную Твою икону,
к нейже ныне мы притекающе
и молящеся Тебе, взываем сице:
о пречудная Владычице Богородице!
Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,
да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих
и спасет души наша, яко Милосерд.
4.08.2013. Миронова Александра Викторовна Фотографии автора
Богоизбранные Угличские Лужицы:
Угличский Воскресенский мужской монастырь (в пяти частях, с наградой для потрудившихся)
Часть 1. Вслед за Ангелом
Впервые я попала в Углич зимой 1985 или 1986 года, почти 30 лет назад. Тогда Углич показался мне тихим провинциальным городом, уютным и очень гостеприимным.
В этот раз я увидела его совсем другим - безукоризненно чистым, красующимся сиянием куполов и крестов, бесчисленными фасадами купеческих усадеб со стильными табличками историко-архитектурных сведений, изящными указателями улиц и музеев, с пестрыми группами туристов, большей частью иностранцами - городом, любимым администрацией, жителями и гостями.
В этот раз Углич был для меня полон значимых встреч. XV Большой Волжский Крестный ход и всенощное бдение в кафедральном Спасо-Преображенском соборе - одна из них. Такой встречей стало и посещение Воскресенского мужского монастыря и Божественная Литургия в нем в день памяти преподобного Паисия Угличского.
Приехала я в Углич междугородним автобусом. Вечером друзья сказали, что ходят на службы в Воскресенский мужской монастырь, об этом монастыре я раньше ничего не слышала.
Воскресенский монастырь находится на противоположной стороне города, поэтому на следующий день я не предполагала в него пойти. Взяв фотокамеру и блокнот, отправилась искать Спасо-Преображенский собор, который находится на территории Кремля.
Одна из схем "Углич туристический", установленных на улицах города.
Цифрами обозначены храмы: 1 - комплекс Богоявленского монастыря, 2 - Алексеевский женский монастырь,
3 - Воскресенский мужской монастырь, 4 - церковь Рождества Иоанна Предтечи,
5 - церковь иконы Казанской Божией Матери, 6 - церковь Царевича Димитрия "на поле",
7- церковь Флора и Лавра, 8 - Корсунская церковь, 9 - церковь пророка Илии
От развилки Ярославского и Рыбинского шоссе прошла вниз по Ярославской улице до Успенской площади. Справа между деревьями и домами показались голубые купола Корсунской церкви, чуть далее - белые шатровые завершения Успенской (Дивной) церкви Алексеевского женского монастыря.
Церковь Корсунской иконы Божией Матери, над колокольней - чашевидная главка
Вот такие помощники
подсказывают гостям города правильный путь
Успенская - Дивная - церковь Алексеевского женского монастыря
Вниз к Успенской площади ведет улица Ярославская
Успенская площадь - организующий центр застройки города. Через нее параллельно берегу Волги проходит линия движения транспорта по улицам Ярославской и Спасской, от площади к Кремлю через речку Шелковку ведет каменный мост с брусчаткой, с противоположной стороны от него веером расходятся улицы Гражданская, Ростовская и Первомайская.
По правую руку за мостом тенистая аллея Кремля ведет к Спасо-Преображенскому собору, над диаметрально противоположной ей Ростовской улицой видны светло-голубые купола Богоявленского собора одноименного женского монастыря.
Кремль: здание бывшей городской Думы,
1813-1815 г.г.
Выставочный зал Историко-архитектурного и художественного музея
Кремль: Кафедральный Спасо-Преображенский собор и колокольня
Богоявленский собор на ул. Ростовской
Я подошла к Спасо-Преображенскому собору и колокольне, сфотографировала собор снаружи и зашла внутрь. Сердце затрепетало: такой красивый! И здесь завтра вечером будут служить всенощное бдение у ковчега святого равноапостольного князя Владимира, который вместе с XV Большим Волжским Крестным ходом прибывает в Углич.
Обходя Кремль, я подошла к Палате дворца угличских удельных князей, церкви царевича Димитрия на крови*, Богоявленскому собору...
Примечание:*- не использую кавычки для написанияна крови, чтобы исключить
возможный
оттенок сомнения
исторического основания
возведения
церкви
на месте убиения благоверного царевича Димитрия.
Церковь царевича Димитрия на крови. Здесь все - символы. Резкий контраст цветов багряного и белого - непорочность (чистота) и мученичество (пролитая кровь) царевича Димитрия (+ 1591). Голубые в золотых звездах купола - награда, которая на Небесах: золотой венец от Бога и Отца и материнская любовь Пресвятой Богородицы к младенцу царевичу Димитрию. Узорчатый маленький храм с колоколенкой и маленькой апсидой - отражение Небесных хором**, места жительства убиенного Царевича. Подступают слезы... Хотя бы раз в год здесь служить Литургию!
Примечание: **- для церковно-славянского языка характерно
выпадение гласных при словообразовании.
Так,хоромы (царские палаты) стали
храмом (дворцом Богу).
Здания Кремля относятся к Угличскому государственному историко-архитектурному и художественному музею. И только Спасо-Преображенский собор (с колокольней - ?) не так давно передан Церкви и теперь является кафедральным.
На небольшой территории Кремля все здания располагаются достаточно близко друг к другу, но собор, колокольня, церкви и Палата двроца, пруд воспринимаются независимо, поскольку разделены между собою объемными кронами деревьев, и до тех пор, пока ты не отойдешь от одного здания и не приблизишься к другому, остается загадкой, что ты увидишь и каким будет первое впечатление. Возникает редкое для нашего времени чувство соразмерности строений, вписанных в этот небольшой островок, расположенный между Волгой и устьями Каменного ручья и реки Шелковки.
Палата дворца угличских удельных князей
Надпись на мраморной табличке:
"Памятник архитектуры. Палаты угличских удельных князей. 1480 г. Одно из самых древних гражданских зданий Руси. Являлось частью княжеского дворца, построенного при князе Андрее Большом. В 1584-91 г.г. во дворце жил последний сын Ивана Грозного царевич Димитрий, погибший 15 мая 1591 года***. Палаты реставрированы в 1892 г. Н.В. Султановым. Подлежит охране как всенародное достояние".
Примечание:*** - дата указана по ст. ст., 28 мая - по нов. ст.
В этот день установлено празднование
благоверного царевича Димитрия Угличского,
Московского и всея России чудотворца (+ 1591).
Слева от Палаты дворца виден закладной камень...
...с надписью: "На этом месте будет установлен памятник Святому Благоверному Царевичу Димитрию Угличскому и Московскому чудотворцу - небесному покровителю детей"
Резная дверь в Палату дворца удельных князей
Церковь царевича Димитрия на крови.
Южный фасад
Надпись на мраморной табличке: "Памятник архитектуры. Церковь царевича Димитрия на крови. 1692 г. Построена на месте гибели царевича Димитрия. Стенопись - XVIII века. Северный придел - 1861 года. Подлежит охране как всенародное достояние".
Крыльцо, колокольня, пристроенный в XVIII веке северный придел. Западный фасад
Южный фасад церкви. Двусветный четверик и голубые с золотыми звездами купола. Фрагмент.
Восточная часть церкви.
Видна двухступенчатая (алтарная) апсида
Богоявленский собор (зимний) 1814-1827 г.г.
Крест не восстановлен.
По внешнему виду, сохранилась труба печного отопления.
В соборе размещены экспозиции иконописи, живописи, прикладного искусства, проходят концерты духовной музыки ансамбля "Ковчег"
Подойдя к пруду, я увидела высокий поклонный крест (в три "меня"), установленный между Спасо-Преображенским собором и устьем реки Шелковки, на ее противоположном берегу - изящный храм в классическом стиле с колокольней и чашевидной главкой над ней, обветшавший. На фоне ухоженных построек Кремля при взгляде на эту церковь защемило сердце и мне захотелось попечалиться вместе с Ангелом Хранителем этой церкви.
Мне пришлось выйти из Кремля по мосту и пройти по скверу, в котором установлена часовня-памятник угличанам, защитникам Отечества.
Надпись на табличке у основания креста:
"Освящен 9 июля 1994 года владыкой Михеем - епископом Ярославским и Ростовским в присутствии делегации из провинции Кунео Пьемонт Италия".
Казанский храм со стороны Кремля.
Часовня. На памятной мраморной доске надпись: "Защитникам Отечества во все времена от благодарных угличан. 2004 год"
Подойдя к храму, я узнала, что это Казанская церковь (собор) с верхней церковью Казанской иконы Божией Матери (в настоящее время не действует) и нижней - Сретенской, действующей. Когда я вошла в нижнюю Сретенскую церковь, то почти сразу забыла о плачевном внешнем виде храма. Внутри было покойно и благолепно. Я останавливалась перед иконами и не один раз возвращалась к свечному ящику, чтобы еще купить свечи... Надеюсь, что скоро храм будет восстановлен - верхняя церковь распахнет двери для прихожан и гостей, снаружи храм будет отремонтирован и тогда взгляд вслед за чистыми линиями архитектуры будет устремляться вверх, к Небесам.
В Казанской церкви мне посоветовали дойти до Воскресенского мужского монастыря, который "совсем близко" и в котором покоятся нетленные мощи почитаемого монаха Иоакима. Что-то знакомое, но забытое показалось мне в этом имени. Несмотря на усталость в ногах, я направилась по Спасской улице к монастырю...
Часть 2. Первая встреча
Я шла по левой стороне Спасской улицы, разглядывая фасады двухэтажных бывших купеческих домов, заглядывая в арки...
Спасская улица - продолжение
Ярославской улицы
по другую сторону
от Успенской площади
Постоялый двор Погудаловых. XIX век
Как вдруг застройка оборвалась и передо мной во всей своей белоснежной красоте, соборности куполов и фактурности апсид тучною горою в обрамлении стен, лучами расходящихся от угловых башенок, предстал Воскресенский монастырь. Монументальность, сконцентрированность и разнообразие одновременно. В миниатюрном Угличе такой монастырь!
Вид монастыря напомнил мне мощное многоголосное звучание двух хоров - мужского (монашеского) и женского (академического-?), которое мы слышали на Светлой седмице на патриаршей службе в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры 8 апреля 2010 года.
И как сокровенно монастырь расположен!
Есть в Угличе более видные, высокие, казалось бы места, например, район часового завода ниже по течению Волги. Но Божий промысел избрал ЭТО место - не возвышенность, низинку - Лужу или Лужицы, Лужники****, как с любовью назвали этот район жители Углича. И вот какое это богоизбранное место.
Здесь стоит Воскресенский монастырь, хранящий нетленные мощиупокоившегося в обители иеросхимонаха Иоакима(Ульянова) Угличского (+ VIII). Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Волге расположена напротив Воскресенского монастыря. В ней многие годы под спудом почивала святыня - мощи Вани Чеполосова - местночтимого святого мученика Иоанна Угличского, младенца (+ 1663).
Чуть выше по течению в центральном створе разлившейся Волги за плотиной напротив середины деревни Покровские горки, что на правом берегу Волги, там, где была низина, стоит под водою затопленный Покровский Паисиев монастырьс мощами преподобного Паисия Угличского (+ 1504).
Также недалеко от Воскресенского монастыря стояла ныне не сохранившаяся церковь великомученицы Параскевы Пятницы с колокольней.
Примечание: ****- такое название это место получило от того,
что с весны здесь застаивалась вода.
Обойдя вдоль монастырской стены, я вошла в святые ворота. Над вратами с наружной стороны входящих благословляет икона Божией Матери, называемая Смоленскою (иконографический тип Одигитрия).
Ансамбль монастыря с западной стороны выглядит совершенно иначе. Он также поражает монументальностью, но уже без объемности. Лаконизм и графичность в ясности линий, чистоте плоскостей и разнообразии фигур, пропорций и ритма. Мне пришлось отойти подальше, чтобы увидеть монастырь полностью.
В проемах галереи привлекали внимание бордовые петуньи, контрастирующие с белым цветом стен, еще более убеленным солнцем. Я поднялась по высокой лестнице ажурного крыльца на галерею и послушно зачехлила фотокамеру, увидев табличку, не благословляющую фотографировать.
Прошла по мощеной арочной галерее направо и вошла в просторную трапезную палату, предваряющую церковь Смоленской иконы Божией Матери. Трапезная палата в середине имеет опору в виде одного мощного столпа. По правую руку в ней располагается свечная лавка, по левую - портал, ведущий в Смоленскую церковь, иконы в киотах по стенам и на аналоях. Аналои для Исповеди покрыты белой с серебром парчовой тканью.
В Смоленской церкви у левого клироса (северной стены) стоит рака, хранящая нетленные мощи иеросхимонаха Иоакима (Ульянова) Угличского. Я приложилась к раке с мощами, приложилась к ковчегу с частицей мощей святого благоверного князя Романа Угличского, основателя монастыря и к ковчегу со святынями, в котором положена частица Ризы Божией Матери. Начали читать 9-й час.
Совершенно уставшая, я вышла из храма. На стене галереи были вывешены листы, рассказывающие о иеросхимонахе Иоакиме. Я остановилась их прочитать и мне показалось, что я это уже знаю.
Прошла по галерее до входа в левый придел Воскресенского собора. Там лежали строительные материалы и было поставлено ограждение - видимо, идут восстановительные работы. Уходить не хотелось.
В святых вратах меня благословил Архистратиг Небесных воинств Михаил - левый придел Воскресенского собора освящен в честь архангела Михаила.
Возвращаясь пешком, я вспомнила, что в нашем храме - Владимирской церкви Твери - в одном из ковчегов находится частица нетленных мощей иеросхимонаха Иоакима! Читала о нем почти два года назад, когда подбирала материалы о всех святых, в мощах почивающих в нашем храме.
Рака с нетленными мощами
иеросхимонаха Иоакима (Ульянова, + XVIII)
в Воскресенском мужском монастыре г. Углича
Частица нетленных мощей
иеросхимонаха Иоакима (Ульянова)
Угличского
(+ XVIII)
в ковчеге
с 84 частицами мощей
во Владимирской церкви г. Твери: 1-й ряд сверху, 4-я частица слева.
Иеросхимонах Иоаким, приснопоминаемый старец (+ XVIII)
Мощи старца полностью нетленны, поэтому их называют нетленными.
Иерей Симеон Ульянов (священническая хиротония 25.01/7.02.1679 в соборной Успенской церкви г. Ростова, служил в церквах Угличского уезда, был женат, имел 2-х сыновей, овдовел) --> монах Сергий ((Ульянов), постриг в Воскр. мон., 1707) --> иеросхимонах Иоаким (схима после 1718, подвижническая жизнь: вериги – хлеб-вода – дубовый гроб-колода).
Почил в Воскресенском монастыре между 1718-1731 г.г.
1/14.09.1942 - обретение нетленных мощей. В монастыре стояла воинская часть, в подклете Воскресенского собора на глубине 1 м вырыли дубовую колоду с нетленными мощами, в руке была грамота с описанием. Люди, кто рядом жил, сбежались смотреть. Мощи погрузили в машину и повезли куда-то.
Когда увозили, прогремел голос: "Вернусь через 50 лет".
Нетленные мощи находились в Угличском музее - предположительно в открытом фонде, поскольку были переданы в Ярославский мединститут дабы "не смущать" посетителей.
В Мединституте Ярославля
на кафедре судебной медицины нетленные мощи поместили под стеклянный колпак и использовали в качестве учебного пособия для студентов - так мощи сокрыли от многих, но поступили как Хам, открывший наготу отца своего (Быт. 9:22). 28.12.1995 - возвращение нетленных мощей РПЦ (в храм царевича Димитрия на поле, Углич). Первая панихида. 10.08.2001 - перенесение мощей крестным ходом в Воскресенский мужской монастырь - в обитель, где иеросхимонах Иоаким подвизался.
Рака с нетленными мощами находится в Смоленской церкви у левого клироса. И люди, обращаясь с просьбой к иеросхимонаху Иоакиму, получают исцеления - сама слышала рассказ монахини.
Часть 3. Храмы и приделы Воскресенского монастыря
Время основания монастыря неизвестно. Есть сведения, что он был основан в XIII веке святым благоверным князем Романом Угличским (+ 1285) и старше располагавшегося рядом Покровского Паисиевого монастыря, затопленного при строительстве Рыбинского водохранилища. В Воскресенском монастыре благоверного князя Романа чтят основателем, в Смоленской церкви хранится ковчег с его святыми мощами. На ковчеге вырезана надпись: "Вознесох избраннаго от людий Моих" (Пс. 88:20).
Первоначально монастырь был деревянным и стоял на берегу Волги.
Каменный монастырь по указу Ростовского митрополита Ионы ((Сысоевича), + 1690) был построен на новом месте - подальше от воды, из-за подтопления при разливах Волги и подмывания грунта, за три года - с 1674 по 1677.
При строительстве была воплощена идея создания монастыря-города.
Два основных храма монастыря были посвящены Воскресению Господню (соборный храм) и иконе Божией Матери, именуемой Смоленскою. Воскресенский храм - соборный, имеет боковые приделы в честь архистратига Михаила (левый) и апостола Иакова, брата Господня по плоти**** (правый).
Примечание: **** - апостол Иаков был сыном праведного Иосифа Обручника,
с детства был назореем,
т.е. посвятившим себя (или посвященным) Богу
(соблюдение обета девства,
воздержание от вина и мяса,
волос не касалась бритва). Последовал за Христом,
был апостолом Господним,
30 лет возглавлял
Иерусалимскую Церковь (1-й
епископ).
Мученически скончался около 63 г.: книжники и фарисеи столкнули апостола
с крыши Иерусалимского храма и на земле добили его камнями.
Все постройки стоят в одну линию на высоких подклетах, которые образуют нижний этаж и использовались для хозяйственных нужд.
Воскресенский и Смоленский храмы соединены арочной галерей или гульбищем.
На галерею ведет крыльцо, ранее имевшее перекрытие в форме колокола (по фотографиям 20-30-х г.г.) и лестница. Поднявшись по лестнице на галерею, оказываешься перед порталом (входом) главного придела Воскресенского собора. К порталам боковых приделов можно пройти по галерее направо или налево и немного вглубь (боковые приделы уже и короче главного).
Направо от Воскресенского собора галерея имеет продолжение и проходит над монастырскими въездными и входными вратами и далее ведет в трапезную палату, к которой примыкает Смоленская церковь (проход в церковь через арку в восточной стене трапезной).
Над трапезной располагается башенка - палатка, в которой была установлена часозвоня (часы с механизмом для звона).
С галереи-перехода между храмами можно было спуститься двумя широкими лестницами в подклетное помещение к монастырским вратам. Над переходом галереи располагается надвратная церковь преподобной Марии Египетской, а над ней - трехпролетная звонница. На звоннице больших колоколов не было, общее их количество было более 30.
Воскресенский собор увенчан пятиглавием. Над боковыми приделами Воскресенского собора, над Смоленской церковью, надвратной церковью - по одному куполу.
Монастырь имел ограду, а пространство за монастырскими вратами между Воскресенским собором и Смоленской церковью образовывало внутренний двор.
Воскресенский собор.
Галерея ведет к левому приделу архистратига Михаила
Воскресенский собор.
Три купола из пяти главного придела и купол правого придела апостола Иакова
Слева: над 3 левыми арками галереи - часть главного придела (с 2 куполами) и купол правого придела.
Справа: часть галереи перехода, надвратной церкви и звонницы с сияющим золотом куполом
Звонница над надвратной церковью прп. Марии Египетской
Звонница
Палатка над трапезной
Когда все храмы и приделы будут восстановлены, престольных праздников в монастыре будет много:
- Воскресение Христово, Пасха,
- Смоленской иконы Божией Матери (10 августа),
- архистратига Михаила (19 сентября и/или 21 ноября),
- апостола Иакова, брата Господня по плоти (5 ноября),
- преподобной Марии Египетской (14 апреля и/или в 5-ю Неделю Великого поста),
- преподобного Паисия Угличского (21 января и/или 19 июня).
По информации газеты "Шанс" от 8.07.2013, в монастыре началась замена обветшавших серебристых куполов на новые, сияющие золотом, наверное, как и стоящие уже купола над надвратной церковью (звонницей) и святыми вратами. Эти работы должны были, в основном, завершиться за 10 дней. Возможно, сделанные фотографии уже раритет?
В плане ансамбль монастыря имеет форму церковно-славянской буквы "покой" и это имеет глубокий смысл.
По объяснению Н.П. Саблиной, церковно-славянское слово "покой" имеет значения:
1. - ТО состояние, ТО высшее блаженство, к которому Господь нас призывает;
2. -
воскресение (т.е. переход) в вечную жизнь, отшествие души праведника в обители горние на покой вечный, в Царствие Небесное, в землю живых, туда, где праведники ведут равноангельное житие;
3. - жизнь за пределами земной жизни, жизнь вечная.
Покой души - это прекращение грехов смертью. У каждого свой покой - кто какой заработает духовными трудами своей жизни на земле. Покойник - это тот, кто получил высший покой, пройдя смерть, родившись в третий раз в жизнь вечную. У христианина три рождения: первое - рождение телесное, второе - рождение духовное в Крещении, а третье рождение - в жизнь вечную.
Иерей на панихиде многократно возглашает, обращаясь к Господу Иисусу Христу: "Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой...". Три слова "воскресение", "живот", "покой" составляют как бы некое единое слово, означающее жизнь вечную.
"Обратися, душе моя, в покой твой" (Пс. 114:6) - для очистивших душу свою от грехов смерть становится вожделенною, вратами в жизнь вечную.
Настоятель Воскресенского монастыря - игумен Димитрий (Горбатюк).
Часть 4. День памяти преподобного Паисия Угличского -
престольный праздник Воскресенского монастыря
Преподобного Паисия любят и достойно почитают в Угличе. И празднуют дни его памяти - 21 января и 19 июня.
21 января 2013 года Божественную Литургию в Смоленской церкви Воскресенского монастыря возглавил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин в сослужении настоятеля монастыря игумена Димитрия (Горбатюка) и священнослужителей Угличского благочиния.
Ко дню памяти преподобного Паисия 19 июня был организован Паисиевский крестный ход из Углича в село Богородское Мышкинского района - на родину преподобного Паисия. В день моего приезда во всех храмах Углича еще были вывешены объявления о начале крестного хода.
Крестный ход 16 июня вышел из г. Углича от храма царевича Димитрия "на поле", прошел через село Учма и г. Мышкин и завершился 19 июня в с. Богородском, где была совершена Литургия, отслужены молебен и панихида на источнике преподобного Паисия.
В Паисиевском крестном ходе участвовало много православных Угличского благочиния, а те, кто не смог оставить город или по состоянию здоровья участвовать в нем, пришли 19 июня 2013 года на Божественную Литургию в Воскресенский монастырь, которую совершил настоятель монастыря игумен Димитрий в приделе преподобного Паисия Угличского. По благословению покойного ныне архиепископа Ярославского и Рыбинского Михея (+ 2005) придел преподобного Паисия Угличского устроен заново в нижнем этаже Воскресенского собора. Вход в придел находится справа от крыльца, ведущего на галерею (см. фото).
Я была впервые на службе в Воскресенском монастыре.
Меня тронуло пение и чтение молодого послушника. Хора не было. Его голос звучал легко, неспешно, чисто и ясно, без красивостей. Мы слышали и понимали каждое слово, внимание не ускользало и это было ново и удивительно.
После чтения Евангелия свещеносцы с большими горящими свечами - по-угличски!- повернулись друг к другу, склонились в поклоне, не меняя наклона свечей (!), прошли по солее навстречу один другому, разойдясь на амвоне, и вошли в алтарь через боковые двери. Я уже видела такой проход свещеносцев (простите, не знаю как это назвать правильно) накануне на всенощном бдении в Свято-Преображенском соборе и, конечно, запомнила.
Мы стояли в небольшом чистом и еще не обустроенном приделе - только иконостас, монастырская икона преподобного Паисия на аналое и подсвечник с зажженными свечами перед нею. А было радостно на этой службе. Во время службы тихонько вошла женщина, которая вот только приехала автобусом из какой-то деревни - потрудилась - как могла - ради преподобного!
После причастия был крестный ход вокруг монастыря. Когда мы входили в придел, на улице уже готовили трапезу: горячие пирожки и чай. Престол!
Отец Димитрий сказал проповедь о преподобном Паисии Угличском.
Батюшка напомнил нам, что преподобный Паисий возрастал в Макариевом Калязинском монастыре под крылом своего дяди - преподобного Макария Калязинского. Преподобный Макарий по просьбе угличского князя Андрея Большого прислал его в Углич. Сначала преподобный жил один, со временем к нему пришли еще 10 человек. И они построили деревянный храм в честь Покрова Божией Матери и начали в нем служить. Князь Андрей во всем им помогал. Преподобный не гнушался никакой работой и делал все, что и остальные: колол дрова и носил воду... Ходил в одном подряснике даже в лютый мороз - считал, что не надо одеваться, чтобы нести все лишения Христа ради.
Вспоминая преподобного Паисия, батюшка говорил о том, что раньше люди отдавали детей Богу. Сейчас люди рожают детей не для Бога, а для себя, как игрушку. И пекутся все о земном. И у батюшек просят молитв за детей, чтобы Бог подал им земные блага. Поэтому нет в мире правды и нет счастья.
Встарину жили не так. У людей были крепкие корни и они молились не только за себя - и за страну. Батюшка сказал, что Россия стоит потому, что есть еще люди, которые молятся за нас. Это люди, которые приняли на себя жизнь в Боге. А если их не будет, кто будет молиться за нас? Ни забор не сохранит, ни ограда - только молитва и вера.
Как послушник, приходя в монастырь, несет послушание, смиряется перед настоятелем и старшей братией и Господь дает ему Духа Святого, так и в семье, когда дети слушаются отца своего и матерь, они растут в благодати, в разумении и тогда набираются сил. А если этого нет, если упрямство, то дети, как ветка отломанная. Только послушание формирует правильные понятия о добродетелях - что такое мужество, что такое милость.
Батюшка напомнил, что смысл нашей жизни - Царство Небесное, стяжание Духа Свята для жизни вечной, как говорил преподобный Серафим Саровский.
Нам дано знание о Царстве Небесном. Когда на богослужении мы поднимает очи свои вверх, видим святых, предстоящих Богу и молящихся за нас.
Бог посылает нам болезни, нищету и другие скорби для того, чтобы мы возрастали добродетелями, чтобы стяжали Духа Святого, чтобы мы своими стали для Царства Небесного. И тогда мы увидим, как грешны и страстны мы были.
И глядя на угодника Божия преподобного Паисия, будем молиться Богу, - призвал нас отец Димитрий, - и просить таких христианских добродетелей, как послушание, смирение, молитву к Богу.
Да благословит Господь игумена Димитрия
и братию святой обители сей,
поможет в подвижнических трудах,
одарит щедрыми милостями.
Привожу рассказ немолодой православной женщины, в прошлом прихожанки и "трудницы" Воскресенского монастыря, о преподобном Паисии, Покровском монастыре и чудотворной иконе Покрова Пресвятой Богородицы.
Преподобный Паисий принял постриг в возрасте 9 лет. Послушником переписывал Евангелие. Переписанное преподобным Евангелие можно было видеть в краеведческом музее под стеклышком.
При жизни преподобный Паисий наказал его мощи не поднимать. Многие хотели их поднять, но вылетал огонь и не давал их достать.
В 2004 году на 500-летие праздника преподобного приезжало очень много людей и потом, как прославили на всю Россию, тоже много приезжает.
На берегу Волги была низина, рос тростник. Волгу там переходили вброд. Выше на берегу построили деревню Покровское, теперь - Покровские горки. Здесь преподобный Паисий с братией начал строить храм. Сложили сруб и, уставшие, заснули. Проснулись утром, а сруб стоит в камышах. Перенесли на место сруб, проснулись следующим утром, а он опять стоит в камышах. Поняли, что это промысел Божий. Так и построили храм, где рос камыш. Но вот вода внутрь храма никогда не входила.
Когда преподобный Паисий подвизался в Макариевом Калязинском монастыре, ему было откровение, что должен построить в Угличе храм. Преподобный Макарий благословил его: "Воля Божия". За ним в Калязин приехали богатые люди и начали строить монастырь. Монастырь был очень богатым. Люди со всей России шли в этот монастырь к старцам и старцев здесь было много.
Преподобный Паисий. Иконостас Спасо-Преображенского собора
Плотина поставлена выше Углича.
Подпираемая плотиной вода сокрыла и Покровский Паисиев, и Макариев Калязинский монастыри.
Фото выполнено от Спасо-Преображенского собора (Кремль)
В Угличе есть две иконы Покрова Пресвятой Богородицы: одна находится в церкви Царевича Димитрия "на поле", вторая - в музее. Мне хотелось узнать, которая из них та самая - из Паисиевого монастыря. И вот снится мне сон: площадь Успенская полна монашествующих и из храма Царевича Димитрия "на поле" несут икону с прибитой планкой. Поняла: их икона та самая! А стояла у Казанской церкви и в мыслях: "Это монахи, от века усопшие, Богу угодившие". И было это под праздник преподобного Паисия, лет 20 назад.
На этом рассказ заканчивается.
К сему прибавлю, что в церкви Царевича Димитрия "на поле" (в Царёвой церкви) находятся 2 (очень!) большие иконы из затопленного Покровского Паисиевого монастыря: ростовая икона преподобного Паисия Угличского и чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы - обе иконы в серебряных ризах.
Об иконе Покрова Богородицы известно, что она приплыла по воде и остановилась напротив монастыря. Пекарь инок Боголеп пришел на берег за водой, увидел икону и возвестил братии. В честь обретения иконы был построен Покровский храм и монастырь стал называться Покровским.
Когда в январе 2012 года я впервые узнала о преподобном Паисии Угличском, прославленном в Соборе Тверских святых, и написала о нем совсем немного на сайте Владимирской церкви, могла ли предположить, что буду на Литургии в праздник преподобного Паисия в посвященном ему приделе, совсем рядом с местом, где под запруженными Волжскими водами стоит Паисиев Покровский монастырь, в котором уже не возносится молитва, но благословением и милостями щедро нисходит с Небес. Многомилостивый Господи, слава Тебе!
Фотос сайта Подворья Патриарха Московского и Всея Руси храма Всех Святых во Всехсвятском на Соколе г. Москвы РПЦ
Часть 5. Церковь-красавица
в честь Рождества Иоанна Предтечи на Волге
Напротив Воскресенского мужского монастыря на берегу Волги стоит церковь-красавица, ныне приписанная к Воскресенскому мужскому монастырю.
Ваня Чеполосов, шести лет, претерпел жестокие мучения, до крови исповедал любовь к Богу и родителям.
Нетленное тело зверски убитого мальчика - прославленного местночтимого святого мученика Иоанна Угличского, младенца (+ 1663) было похоронено около деревянной Предтеченской церкви.
Новая каменная церковь была построена в память о младенце-мученике его благочестивым отцом, угличским купцом Никифором Чеполосовым и многие годы хранила под спудом святыню - святые мощи младенца Иоанна.
Теперь мощи Вани Чеполосова (так угличане называют святого Иоанна) перенесены в Корсунскую церковь, часть мощей хранится в церкви Царевича Димитрия "на поле".
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Волге
Слева:
Таблички на очень многих памятниках архитектуры - проявление любви администрации г. Углича к своему городу.
Справа:
Субботник, проведенный вокруг церкви-памятника мученику Иоанну младенцу Угличскому Отрядом экстренного реагирования Молодежного центра "Солнечный" - проявление любви горожан к своему святому
Корсунская церковь
Церковь Царевича Димитрия "на поле" (Царёва церковь)
Изображение ковчега с мощами мученика Иоанна младенца Угличского из буклета церкви Царевича Димитрия "на поле"
Вышитая икона
мч. Иоанна мл.
из Царёвой церкви.
Фотос сайта Подворья Патриарха Московского и Всея Руси храма Всех Святых во Всехсвятском на Соколе г. Москвы РПЦ
Пять неполных дней я заново узнавала древний Углич.
Описала малую часть
увиденного и прочувствованного.
И так много еще осталось,
к чему хотелось бы прикоснуться.
Русь Святая - благословенная, щедрая.
И вот подарок для посетителей нашего сайта - очеркРощектаева Андрея Владимировича УГЛИЧ
(из цикла "Великие церкви малых городов"), опубликованный в интернет-
журнале "Самиздат". Читала,
не отрываясь.
Желаю и вам
незабываемой встречи с Угличем! Души спасения.
Икона Царевича Димитрия из Казанской церкви
(нижнего храма Сретения Господня)