24 октября 2013 года на Иверскую я поехала в храм святителя Николая в Толмачах, что при Государственной Третьяковской галерее в Москве. В этом храме в условиях особой сохранности находятся две великие наши святыни, чудотворные иконы:
–
та самая Владимирская икона Божией Матери, которая пришла к нам из Царьграда и не единожды спасала Святую Русь от нашествия врагов, и
– та самая Иверская икона Божией Матери, написанная на Афоне для часовни у Воскресенских ворот на Красной площади, которую очень любили москвичи и все русские люди, которую почти постоянно носили по домам к тяжко болящим и страждущим, с верой и благодарностью зацелованная так, что в нижней ее части утрачен красочный слой.
О храме святителя Николая в Толмачах, Владимирской, Иверской и Смоленской иконах Божией Матери, находящихся в нем, постараемся написать. Да поможет нам Господь.
Собираясь в этот раз в Москву, у меня было внутреннее необъяснимое стремление обязательно попасть в Марфо-Мариинскую обитель милосердия (в фотоальбоме: ММОМ). Выйдя из храма, по намеченному заранее маршруту по улице Большая Ордынка я подошла ко святым вратам обители и вошла в них.
Скажу только, что попала в иной мир, который, наверняка, мне чуть приоткрылся. Чувствами, фотографиями и описанием увиденного по возвращении я поделилась с близкими, постараюсь рассказать и вам, в чем также прошу помощи Господа.
Но меня не оставлял вопрос, почему после встречи с чудотворными иконами и, казалось бы, максимальной внутренней наполненности, я все-таки пришла в Марфо-Мариинскую обитель милосердия и для меня состоялась еще одна чудотворная встреча – с Великой Княгиней Елизаветой Федоровной.
Почему чудотворная? Потому что через 2 дня – 27 октября – меня "прихватили" с собой во Владычню две подруги Ольга и Елена, отправившиеся на могилку отца Митрофана (преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), духовника Марфо-Мариинской обители милосердия) почитать акафист и перед близкими холодами окатиться водичкой из освященного источника.
Так состоялась встреча с отцом Митрофаном.
Владычня – старинное село на землях, принадлежащих Тверским архиереям, село, где немногим менее 20 лет жил и служил отец Митрофан, где вокруг него собиралось много священства, в том числе архиереи, куда за своим духовником приехали сестры милосердия Марфо-Мариинской обители, от которых протянулась ниточка к сестрам милосердия наших дней – прихожанкам храмов Твери, где и сейчас живут родственники (непрямые) отца Митрофана и монахини Елизаветы, где на сельском кладбище находится могилка отца Митрофана.
Из жития отца Митрофана мы знаем, что батюшка говорил духовным чадам: «Не плачьте обо мне, когда я умру. Вы придете на мою могилку и скажете, что нужно, и я, если буду иметь дерзновение у Господа, помогу вам».
Удивительно, что батюшка не приглашал (приходите...), а провидел ("Вы придете...") и по смирению добавлял: "...если буду иметь дерзновение у Господа...".
Люди приходят на могилку к отцу Митрофану, и батюшка помогает им.
Батюшка, помолись о нас.
Впервые о преподобноисповеднике Сергии (Сребрянском) я услышала шесть лет назад от Крыловой Ольги Сергеевны, сестры милосердия. В память о наших почивших мамах мы вместе навещали больных.
Мы молились перед тем, как обходить палаты, и в молитве ко Господу Оля всегда призывала в помощь Великую Княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару, и преподобноисповедника Сергия (Сребрянского). Оля и подарила мне акафист Великой Княгине и просила хотя бы изредка его читать. О том, чтобы поехать во Владычню, я и не думала. Мне казалось это так далеко!!!
Сразу напишу для вас: СОВСЕМ БЛИЗКО!!! От Твери до Лихославля на электричке (ходят часто, удобна электричка из Твери в 6:56 – в 7:43 в Лихославле), от вокзала такси через ПЯТЬ минут (за час до службы) доставит вас к храму во Владычне или остановит не доезжая, у кладбища.
По возвращении из Владычни домой мне захотелось почитать акафист преподобномученице Великой Княгине Елизавете Федоровне, основательнице Марфо-Мариинской обители.
Кондак 11 стал ответом на мой вопрос:
"Пение молебное Божией Матери возносила еси, святая Елисавето, в день празднования Иверския иконы Ея, егда взяша тя нечестивии и в темницу ввергоша. Ты же благодарила еси Христа Бога нашего, давшаго тебе не точию в Него веровати, но и по Нем страдати, в узах темничных воспевающи Ему: Аллилуиа".
Да, конечно, я вспомнила, что на Иверскую – 24 октября (нов. ст.) 1917 года – была арестована Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Сразу, как узелки на четках, потянулсь события:
Покров Владимирской иконы Божией Матери
во Владимирском храме Твери
v
стремление к встрече с чудотворной Владимирской иконой
Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах
v
стремление к встрече с чудотворной Иверской иконой
Божией Матери в этом же храме
v
поездка в храм свт. Николая именно
в праздник Иверской иконы Божией Матери
v
посещение Марфо-Мариинской обители в памятный день –
праздник Иверской иконы Божией Матери
v
поездка во Владычню к отцу Митрофану
(прписп. Сергию (Сребрянскому))
v
...
В этот же день Великая Княгиня Елизавета Федоровна вручила сестер Марфо-Мариинской обители попечению духовника обители милосердия – архимандриту Сергию (Сребрянскому), который после арестов и ссылок проживал в селе Владычня (Тверская область, Лихославльский район) на родине монахини Елизаветы (до принятия монашества – матушки Ольги Владимировны Сребрянской, в девичестве Исполатовской). Архимандрит Сергий мирно почил о Бозе 5.04.1948 и был похоронен на сельском кладбище. В одной могиле с ним (или рядом – ?) была похоронена монахиня Елизавета и в соседних могилах – сестры Марфо-Мариинской обители, которые также нашли приют во Владычне подле архимандрита Сергия.
+ + +
19 сентября 1999 года архимандрит Сергий (Сребрянский) был прославлен как преподобноисповедник – местночтимый святой Тверской епархии, было установлено праздновать его память 5.04 (нов. ст.) в день блаженной кончины (+ 1948).
По представлению Тверской епархии для общецерковного почитания преподобноисповедник Сергий (Сребрянский), архимандрит был прославлен 20.08.2000 Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, установлено праздновать его память в Соборе новомучеников и исповедников Российских в первое воскресенье, начиная с 07.02 (нов. ст.).
11 декабря 2000 года были обретены нетленные мощи преподобноисповедника Сергия (Сребрянского).
Празднование обретения мощей
преподобноисповедника Сергия - 11.12 (нов. ст.) внесено в месяцеслов 28.11.2011 по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. В этот день богослужение совершается в храме с. Владычня.
Рака с мощами преподобного Сергия исповедника пребывает в Воскресенском кафедральном соборе Твери. Праздничное богослужение перед святыми мощами совершается 5.04 (в день блаженной кончины, + 1948) и 28.12 (нов. ст.) в честь прославления и перенесения мощей.
+ + +
О преподобноисповеднике Сергии (Сребрянском) можно прочитать:
1). иконы, фотографии и объемное житие, составленное игуменом Дамаскиным (Орловским), на сайте Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»;
2). очень хорошо сгруппированная информация и подписанные фото Базы данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века";
3). более краткая и вследствие этого легче при первом знакомстве воспринимаяемя статья сайта Православной энциклопедии "Древо";
4). Дневник из времен Русско-Японской войны священника 51-го драгунского (позднее 17-го гусарского) Черниговского Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны полка Митрофана Васильевича Сребрянского от момента отправления полка в Манчжурию 11 июня 1904 года и по день возвращения его в г. Орел 2 июня 1906 года. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Марфо-Мариинская обитель милосердия – 336 с. (книга продается в лавке обители).
5). Подвижники Марфо-Мариинской обители милосердия. Преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, 1864–1918. Преподобный Сергий Исповедник (протоиерей Митрофан Васильевич Сребрянский), 1871–1948. Монахиня Любовь (Евфросиния Никитична Журило), 1883–1956. Монахиня Надежда (Зинаида Александровна Бреннер), 1890–1983. / Под ред. протоиер. Александра Шаргунова. – Изд. 5-е. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. – 2008. – 144 с. (книга продается в лавке обители).
|
Все, кто любят батюшку, называют его отец Митрофан
Рассказ Крыловой Ольги Сергеевны о преподобноисповеднике Сергии (Сребрянском), записанный 2.12.2013 в Тверской часовне Всех святых,
в земле
Тверской
просиявших
"О батюшке я узнала, будучи еще неверующей. Приезжала к подругам, и они водили на могилку к батюшке: вот тут наш родственник – отец Митрофан. Они с радостью говорили о нем, а я слушала без восторга. У меня тогда не было таких представлений о священниках, мне было 20-22 года, крестилась в 27 лет, тогда и стала ходить в Церковь.
А когда покрестилась и воцерковилась, стала знать, что многие люди ездят на могилку и почитают батюшку.
Подруги говорили: "Когда батюшку прославят...", – а я относилась с недоверием, так как святые – как звезды на небе, а тут – дедушка Митроша. Не могла себе представить, что его прославят. И вот это совершилось.
Что я знаю о батюшке?
Считал себя недостойным быть священником, учился в Ветеринарной академии в Варшаве, там подружился с сыном священника Полиевктом Владимировичем Исполатовским, его отец был настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы во Владычне. У него была сестра Ольга Владимировна, Поля (Полиевкт Владимирович) их и познакомил. И чудом Божиим отец Митрофан сразу влюбился, хотя Ольга Владимировна была маленького роста, с карельским типом лица, ушки торчком, грассировала. Но она показалась ему красавицей, батюшка даже сомневался, согласится ли быть его женой такая красивая девушка.
Они всю жизнь прожили в любви, хотели детей. Господь детей не давал и они решили жить как брат с сестрой: матушка сразу согласилась и была отцу Митрофану настоящим другом. Он называл ее "подруга моя дорогая", она в холодное время на плотах по северным рекам добиралась к нему в ссылку.
Батюшка был человеком очень талантливым. Его «Дневник полкового священника» – очень профессиональная книга, написана красивым слогом. Отец Митрофан хорошо рисовал, и как профессионал, и как не профессионал. Он был бы хорошим художником, если бы учился.
С Великой Княгиней Елизаветой Федоровной батюшка был знаком еще до Марфо-Мариинской обители, он был священником полка, которого Елизавета Федоровна была шефом. В том же полку служил его свояк Полиевкт Владимирович Исполатовский, есть фото, где они вместе.
Отец Митрофан сопереживал Елизавете Федоровне, когда погиб ее муж, написал ей несколько утешительных писем и очень за нее молился, чтобы Господь укрепил ее в этой скорби. Батюшка имел дар сопереживания и молитвы, молился с любовью за своих духовных чад. Поэтому, когда он уезжал из Орла – была задержка отправления поезда в 2 часа. Батюшка сидел в купе, а в это время люди ложились на рельсы, чтобы батюшка не уезжал из Орла.
Елизавета Федоровна выбрала отца Митрофана духовником обители, так как ей понравился устав обители, который он составил, и ей хотелось, чтобы духовником обители был бы женатый священник, но который жил бы с матушкой как брат с сестрой. Отец Митрофан и матушка Ольга как раз этому соответствовали.
Последние годы отца Митрофана прошли в селе Владычня, на месте рождения его матушки.
Для меня батюшка – один из самых любимых и родных святых, с которым я просто разговариваю, люблю ездить на могилку. Родное место, родные пенаты.
Раньше была могилка, часовня появилась с образованием скита – матушка Елизавета поставила, уже после того, как перевезли мощи в Тверь.
Все, кто любят батюшку, называют его отец Митрофан".
Записано Мироновой А. В.,
Новиковой Т. А.
Часовня Всех Тверских святых
2.12.2013.
|