16-20.02.2014.
Святитель Симеон –
первоначальник Тверских святителей –
7-ой епископ Полоцкий, 1-й епископ Тверской
Миронова Александра Викторовна
Часть 1. Хваление святителя Симеона
Сегодня, 16 февраля 2014 года, исполняется 725 лет преставления святителя Симеона (+ 1289), седьмого епископа Полоцкого, первого епископа Тверского.
Славно красится день светозарное торжество,
во свете славы лица Божия предстоя святителю Симеоне,
помяни нас хвалящих твою память
(светилен канона утрени службы святителю единому).
Святитель происходил из рода князей Полоцких. Святитель Лаврентий Черниговский упоминает, что сын князя Полоцкого был племянником святителя Симеона.
Святителю отче наш Симеоне,
отрасле княжеского древа,
моли Бога о нас.
Во епископа Полоцкого он был рукоположен Кириллом, Киевским митрополитом «из русских» (1249-1281), и стал 7-м епископом Полоцким (ныне территория Белоруссии).
Святителю отче наш Симеоне,
помазание Божие святое,
светлый светильниче,
моли Бога о нас.
Это было время, когда разоренный Киев лежал в руинах, юго-восточные княжества метались между западом и востоком, литовские и полоцкие князья уже устремились на просторы Руси, как кинжалом отсекая ее юго-западную часть от северо-восточной. В 1263 году были убиты князь Полоцкий Миндовг, женатый на княжне Тверской, и князь Полоцкий Товтивилл, князья и бояре вынуждены были спасаться бегством. В полоцком княжестве стало нарастать влияние рижского католического архиепископа. Это поставило вопрос о переносе из Полоцка епископской кафедры.
Святителю отче наш Симеоне,
татарского ига,
литовского насилия,
латинского епископства исповедниче,
моли Бога о нас.
Митрополит Киевский Кирилл, осознавая полное разорение киевских земель, всю свою деятельность по спасению Руси перенес в северо-восточную ее часть, непрестанно пребывая в разъездах, освящая вновь построенные храмы, рукополагая священнослужителей – епископов и священников, укрепляя народ проповедями, борясь с происходящим в тяжелых условиях падением нравственности. Митрополит Кирилл собрал известный Церковный Владимирский собор 1274 года. Митрополит был духовным отцом и сподвижником в служении святого благоверного великого князя Александра Невского, поддерживал его мудрую политику, которая заключалась в признании власти монголов над Русью для накопления сил, необходимых для свержения монгольского ига. Митрополит Кирилл и отпел князя Александра Невского, когда князь упокоился от великих трудов (+ 1263).
В 1263(1264) году великое княжение Владимирское перешло к брату Александра Невского – Тверскому князю Ярославу Ярославичу, княжившему в Твери с 1247 года, который своим стольным городом избрал Тверь. Выбор епископа Симеона для переноса кафедры из Полоцка пал на Тверь, церкви которой и до этого входили в ведение Полоцкого епископа. И, конечно, митрополит Кирилл поддержал этот выбор.
Святителю отче наш Симеоне,
промыслом Божиим
на Тверскую землю взор обратив
и на труды поставлен,
моли Бога о нас.
Великий князь Ярослав Ярославич в период с 1267 по 1271 год с любовью принял епископа Симеона и щедро наградил епископию землей и имениями. На Тверской земле практически одновременно оформились два гармоничных крыла княжества: власть (велико)княжеская (1247 г.) и церковное управление (1267-1271).
Святителю отче наш Симеоне,
земли Тверския освящение
и князю Ярославу благословение,
моли Бога о нас.
До этого епископии на Тверской земле не было, она входила в Полоцкую епархию. Епископ Симеон участвовал во Владимирском церковном соборе 1274 года, и тогда еще назывался епископом Полоцким. В 1280 году святитель именуется уже епископом Тверским, из чего следует, что Тверская епархия к этому времени уже была выделена из Полоцкой, хотя, возможно, существовало второе епископство в составе Суздальской Руси. Так образовывалась Тверская кафедра – одна из старейших в Русской Православной Церкви.
Святителю отче наш Симеоне,
архипастырскаго седалища земли Тверския основание,
первоначальниче Тверских святителей,
моли Бога о нас.
Святитель Симеон вел подвижническую жизнь, его называли святым епископом.
Святителю отче наш Симеоне,
увядив плотское мудрование воздержанием,
преподобным епископом именован,
моли Бога о нас.
Святитель хорошо знал Священное Писание, научал знанию Слова Божия и добродетелям.
Избран быв Господеви служити честному Евангелию, блаженне, Симеоне,
во благоразумии люди, учении премудрыя отче, возрастил еси
(тропарь 1-й песни канона утрени службы святителю единому).
Святитель Симеон был добрым пастырем своего стада: заступником обиженных, милосердным питателем обездоленных, обличителем беззаконнующих. Святитель любил священнослужителей, иноков и народ, а нечестивые и обидящие людей его боялись. И народ любил своего святителя. На иконе святитель Симеон изображен держащим свитком с наставлением: «Утешайте скорбящих, избавляйте убогих от руки сильных».
Благодатию призван быв, разрушил еси безбожия идольская,
одождением словес твоих преподобне,
оляденевшая сердца
плодоносна соделал еси Божиею благодатию
(тропарь 5-й песни канона утрени службы святителю единому).
Святителю отче наш Симеоне,
пастырю добрый и учителю теплый,
моли Бога о нас.
Святитель известен как усердный устроитель храмов. За время его епископства случилось два больших пожара в Твери в 1276 и 1282 годах, это придало ему еще большее усердие в храмостроительстве.
Святителю отче наш Симеоне,
храмоздателю усерден,
моли Бога о нас.
Ярослав Ярославич скончался в 1271 году по пути из Орды, приняв схиму с именем Афанасий, и был погребен с честью святителем Симеоном в деревянном соборном храме Космы и Дамиана.
Язык твой духом изощрен разумно, яко трость скорописца,
написа в сердца благочестивых слово благодатное,
всесвященне отче, Божиим мановением
(тропарь 6-й песни канона утрени службы святителю единому).
Святителю отче наш Симеоне,
великаго князя Ярослава, в схиме Афанасия
с почестями во храме Космы и Дамиана положив,
моли Бога о нас.
Известно, что сын князя Ярослава Ярославича Михаил, родившийся в 1272 году уже после смерти отца, воспитывался под руководством святителя Симеона и матери княгини Ксении в вере и благочестии, почти по-монашески.
После Ярослава Ярославича княжеский стол наследовал старший его сын Святослав Ярославич, за ним в 1285(?) году – князь Михаил Ярославич, который в 1305-1317 годах носил титул великого князя Владимирского. Упоминается, что при малолетстве сына Михаила Ярославича княжеством управляла вдовствующая княгиня Ксения, впоследствии принявшая иночество.
В годы жизни святителя Симеона молодой князь Михаил Ярославич был еще холост, женился на ростовской княжне Анне Димитриевне в 1294 году.
Князь Михаил Тверской ради сохранения Тверского княжества и своих людей добровольно поехал на мученическую смерть в Орду, почти через 2 года нетленное его тело было привезено в Тверь и положено в построенном им Спасо-Преображенском соборе. Народное почитание князя началось очень быстро, но в лике святых благоверных князей он был прославен только в 1549 году. Святой князь Михаил Ярославич является одним из Небесных покровителей Тверской земли.
Святителю отче наш Симеоне,
на руки младаго князя Михаила прием
и достойный плод возрастив,
моли Бога о нас.
В начале своего княжения юный князь Михаил Ярославич и святитель Симеон в 1285(1286) году в Твери на месте деревянной церкви Космы и Дамиана заложили белокаменный Спасо-Преображенский собор.
Святитель был уже в преклонном возрасте, предчувствуя скорую кончину и тоскуя по служению, не дожидаясь окончания строительства, в 1287 году освятил в строящемся соборе, по одним сведениям, передвижной престол, по другим, правый придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Святитель мирно скончался (3 ст. ст.) 16 февраля 1289 года – на второй день Сретения Господня, когда празднуется память святого праведного Симеона Богоприимца, за год до окончания строительства собора – и был погребен в столь любимом им соборе, у южной стены.
Божия божественне совершая, и чистейшим помыслом чистым прикасаяся,
непорочен явился еси, служа Богу, яко Божий святитель священнейший
(тропарь 5-й песни канона утрени службы святителю единому).
Святителю отче наш Симеоне,
старцу Спасение на руки приемшу тезоименит,
престарев телом храм Спаса Владыке принес
и с миром отшед,
моли Бога о нас.
Построенный белокаменный двухпридельный Спасо-Преображенский кафедральный собор Твери стал почти на шесть с половиной столетий (1935-1287=648) его духовным центром и первым каменным храмом в Северо-Западной Руси после монголо-татарского нашествия. После того, как великий князь Тверской Михаил Александрович в 1382 году покрыл золотом купол собора, храм получил название Спас Златоверхий. В XVII веке Спас Златоверхий был разобран и построен заново как пяти придельный собор, приобретя новый архитектурный облик.
Спасо-Преобржанеский кафедральный собор стал усыпальницей 14 святителей и 15 князей и княгинь, среди которых святой благоверный великий князь Михаил Ярославич (+ 1318), его мать благоверная княгиня Ксения (+XIV), святой благоверный князь Михаил Александрович (+ 1405). По свидетельству архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина), в день памяти святителя Симеона в соборе совершались заупокойные литургии и затем панихиды по почившим архиереям епархии.
Святителю отче наш Симеоне,
тобою Спаситель украси церковь Свою,
тело твое многолетно в сию положи
и тем
место упокоения верным Себе усмотре,
моли Бога о нас.
Теперь проводятся подготовительные работы – археологические раскопки – для воссоздания разрушенного в 1935 году Спасо-Преображенского собора.
Святитель Тверской был 1-м епископом Тверским, ныне Тверскую митрополию возглавляет 79-й архипастырь – митрополит Тверской и Кашинский Виктор (Олейник).
Если исходить из практики определения возраста городов, когда при отсутствии документальных сведений за год основания принимается год первого упоминания города в летописных источниках, годом основания Тверской епархии можно было бы считать 1280-й – год проведения Владимирского Церковного собора, а возраст Тверской епархии ориентировочно определить как 734 года (2014-1280=734).
Надеемся, что в следующем – "малом" юбилейном для Тверской митрополии – году по предстательству ко Господу святителя Симеона начнется деятельное восстановление Спасо-Преображенского собора, духовного центра Тверской земли.
Святителю отче наш Симеоне,
предстателю за Тверскую землю усердный,
моли Бога о нас.
А пока памятью святителя Симеона служат день его упокоения 16.02, праздник Собора Тверских святых (1-е воскресенье после 12 июля), утвержденная в 2012 году епархиальная награда – медаль святителя Симеона, 3-х степеней, вручаемая особо достойным чадам Церкви за труды на благо епархии, и улица Симеоновская в центре Твери, которая пересекается с улицей Трехсвятской.
И благодарность сердец святителю Симеона за молитвы.
Святителю, Симеоне, разумнаго света заре,
церковное светило, святительская красото,
иноческаго постнаго жития истовое правило:
нам же заступник явился еси,
свобождая от губителя врага души наша
(стихира на стиховне службы святителю единому, глас 8).
Величаем тя святителю отче наш Симеоне,
и чтем святую память твою,
ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
15.02.2014.
Использовано изображение иконописного подлинника
из статьи "Святитель Симеон, епископ Тверской" сайта Patriarchia.ru
+++
Часть 2. Богослужение великое в память
725-летия мирной кончины святителя
Симеона
Миронова Александра Викторовна,
Новикова Татьяна Аристарховна
Фотографии Мироновой А. В.
Просветися житие твое добродетельными светлостьми,
верныя просветил еси, и лести тьму разгнал еси,
истинное бо явился еси светозарное солнце,
святителю преблаженне Симеоне,
и ныне вселился еси,
идеже сияет Свет Невечерний,
и Сын Дне благодатию Духа Святаго быв.
Темже твою божественную память и светоносную
честно совершающе приснопамятне, любовию почитаем
(стихира на Господи, воззвах службы святителю единому, глас 6).
Когда была опубликована электронная версия Православного Церковного Календаря на 2014 год, в разделе юбилейных дат мы увидели предстоящее 725-летие памяти святителя Симеона, первого епископа Тверского (+ 1289). Прочитав эту новость, сразу посмотрели, что это будет воскресный день. Вместе со всеми православными Твери мы чаем восстановления Спасо-Преображенского кафедрального собора – Спаса Златоверхого, а пока нам представлялось, как мы после торжественной Литургии пройдем крестным ходом к бывшей Соборной площади, где стоял белокаменный собор, в котором был положен святитель Симеон. Конечно, пока ведутся археологические работы и пока восстановление не будет закончено, практически вся площадь огорожена, нет и места для праздничного молебна. Без сомнения, как только возможно будет служить в восстанавливаемом соборе на переносном престоле, в память о святителе Симеоне в нем начнутся богослужения...
В кафедральном Воскресенском соборе есть икона Собора Тверских святых, на которой изображен и святитель Симеон. Мы думали, какой же будет написана икона самого святителя к юбилею?
Фото иконы
свт. Симеона
с сайта Тверской митрополии |
И вот 16 февраля 2014 года. Мы в кафедральном Воскресенском соборе. Слева от солеи на аналое положена новая очень красивая, украшенная цветами икона святителя Симеона, люди ручейком подходят и прикладываются к этой святыне, а потом и к остальным святыням собора: раке с мощами преподобного Сергия (Сребрянского), исповедника, иконам Великой Княгини Елизаветы Федеровны с частицей мощей, Собора Тверских святых, святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворной иконе Божией Матери, называемой Выдропужской...
Через новую икону святитель Симеон стал нам очень близким. Святитель изображен отмеченным статью седовласым старцем – сугубым постником и молитвенником, с умащенной благодатию брадою. Вспомнился стих псалма Давида: "Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его" (Пс. 132:2). Мы почувствовали особый взгляд, прозревающий глубины естества, которому открыто, чего мы в себе и о себе еще не знаем. Почувствовали, что святитель пребывает в непрестанном молении и покрывает нас своей молитвой. Святителю отче наш Симеоне, не остави нас! |
На эту службу пришло много людей для молитвенного общения с первым святителем Тверской земли.
Вот уже и дорожка расстелена, вышли алтарники, иподиаконы владыки, священство. Встречаем Его Высокопреосвященство высокопреосвященнейшего митрополита Тверского и Кашинского Виктора. Владыка всех нас благословляет и проходит на архиерейское место в центре собора...
Владыке Виктору сослужили Его Преосвященство епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет, благочинные и духовенство Тверской и Кашинской епархии.
Сослужили митрополиту Виктору и настоятель нашей Владимирской церкви иеромонах Амфилохий (Желябовский), и настоятель церкви преподобного Серафима Саровского иеромонах Амвросий (Желябовский), и митрофорный протоиерей Леонид Береснёв, духовник епархии, настоятель Введенской церкви г. Калязина...
Было радостно видеть знакомые лица прихожан и священнослужителей.
В просторном соборе с большим числом людей, детей была разлита особая тишина. Мужчины, в основном, стояли справа, женщины с детьми – слева, ровненькими рядами, плечом к плечу.
Совершалась великая служба Господня. Оба владыки – Высокопреосвященнейший Виктор и Преосвященнейший Филарет – предстояли пред престолом Божиим: на великом входе митрополит Виктор принял дискос, епископ Филарет принял потир, оба владыки благословляли народ предстоящий.
По окончании Литургии владыка Виктор совершил славление святителю Симеону и освятил в честь праздника коливо. Было возглашено и пропето многолетие Его Высокопреосвященству высокопреосвященнейшему архиепископу Полоцкому и Глубокскому Феодосию (Бильченко, Белорусская Православная Церковь).
Сам архиепископ Феодосий присутствовать на празднике не смог, от Полоцкой епархии прибыл секретарь епархии протоиерей Александр Петлицкий.
Приятно было видеть, как бережно протоиерей Александр принял от владыки Виктора в подарок для владыки Феодосия иконы Собора Тверских святых и святителя Симеона. Владыка Виктор вручил протоиерею Александру медаль святителя Симеона III степени и передал медаль святителя Симеона I степени для вручения архиепископу Феодосию.
В ответ по случаю праздника от архиепископа Феодосия протоиерей Александр вручил владыке Виктору памятный адрес, икону преподобной Евфросинии Полоцкой и книгу-альбом «Полоцкое Радование», посвященный 100-летию перенесения из Киева в Полоцк
мощей преподобной Евфросниии, игумении Полоцкой, и изданный по благословению владыки Феодосия.
|
Преподобная Евфорсиния, игумения Полоцкая (+ 1173) – праправнучка святого равноапостольного великого князя Владимира, дочь Полоцкого князя, носила имя Предслава, возжелала быть невестой Христовой, тайно в 12 лет ушла из дома, чтобы принять постриг. Преподобная основала два монастыря – Спасо-Преображенский (ныне - Спасо-Евфросиниевский) женский и Богородицкий мужской. По родству преподобной Евфросинии с Византийским императором и по ее молитве на Русь (в Полоцк, а потом и в Торопец!!!) через Корсунь пришла чудотворная Ефесская икона Божией Матери, названная Корсунской. Предчувствуя кончину, старица отправилась в Константинополь и Иерусалим. В Иерусалиме, у Гроба Господня преподобная возжгла золотую кадильницу (лампаду), по преданию – за Русскую землю:
«...со светильником горящим возшла еси во дворы Господа твоего...» (седален по 2-м стихословии).
Княжна-инокиня почила на Святой Земле и была погребена в Иерусалиме в Русском монастыре преподобного Феодосия. При захвате Святого Града турками русские монахи вывезли ее мощи в Киев и более 700 лет они почивали в нише пещерного храма Благовещения Пресвятой Богородицы дальних пещер Киево-Печерской Лавры. В 1910 году было совершено долгожданное торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киево-Печерской Лавры вверх по Днепру и далее посуху в основанный преподобной Спасо-Преображенский собор женского Спасо-Евфросиниевого монастыря Полоцка. В 1922 году мощи были вскрыты, возвращены в собор Спаса в 1943 году, во время оккупации.
В княгине-инокине игумении Полоцкой мы видим образ Преподобной Матери.
Преподобная Евфросиния Полоцкая – первая русская игумения, покровительница женского монашества, молитвенница за западные приделы и за всю Русскую землю: зажженная ею лампада у Гроба Господня вечно горит пред престолом Божиим в Небесном граде Иерусалиме.
Радуйся, Гробу Христову поклонитися сподобльшаяся;
Радуйся, лампаду ту от земли Российския возжегшая...
(из икоса 11 акафиста)
Память преподобной Евфросиния празднуется 23.05/5.06, в Соборе Белорусских святых, также 4/17.06 (Белорус.).
Святитель Симеон и преподобная Евфросиния происходят из князей Полоцких, святые жили во времена древней Руси (XII в. и XIII в.), были основателями Спасо-Преображенских соборов – в Полоцке и Твери, Корсунская икона Божией Матери соединила Эфес – Константинополь – Полоцк – Торопец (Тверской епархии).
По великой Своей милости Господь постепенно открывает нам все новых и новых наших святых сродников.
|
|
Из северных и южных врат батюшки вынесли два креста. Мы сначала подошли поклониться к иконе святителя:
Любовию почитаем, святителю Симеоне,
твою божественную и светоносную память!
Для причастившихся читали молитвы по Святом Причащении. Храм потихоньку пустел. Вышли и мы, благодаря Бога за посланную нам радость.
18.02.2014.
Часть 3. От Симеоновской до Соборной:
к памятнику святителю Симеону,
первому епископу Тверскомуа
+++ |