|
Фотогалерея (май 2013 г.)
26.05.2013.
Воскресная школа:
практические уроки в просфорне Владимирской церкви
В Воскресной школе - летние каникулы. Но для детей, которые хотели узнать, как пекутся просфоры были организованы практические уроки. А поскольку все дети любят просфоры, то желающих было много. Просфорня при нашем храме небольшая, провести урок сразу для всех детей не было возможности и детей разбили на группы.
26 мая после Божественной Литургии в просфорню пришло пятеро девочек разного возраста. Урок проводила старшая просфорница Смородина Ольга Николаевна.
Девочки принесли с собой сменную обувь, Ольга Николаевна выдала им спецодежду. Тщательно одевшись для работы в просфорне, перед иконами Божией Матери и святых-покровителей просфорников прочитали тропарь Воскресению Христову. Ольга Николаевна рассказала девочкам, как пекутся просфоры, показала оборудование просфорни и инструменты для работы с тестом, особое внимание уделила правилам техники безопасности. Все вымыли руки и приступили к практической части урока. К уроку было заранее приготовлено тесто. Девочки рубили тесто специальными резаками на верха и низа просфор, раскатывали скалкой срезки, остающиеся после рубки теста для последующего вырубания верхов и низов, пропечатывли верха печатями. Конечно, девочки постарше быстро научились и рубить тесто, и печатать верха, а тем, что помладше, пришлось проявить особое старание. А уж как старалась самая младшая Настя - вы можете сами увидеть на фотографиях. Чтобы прибавить ей роста, под ножки Насти поставили специальный подиум.
После того, как из всего теста были вырублены верха и низа, а все верха пропечатаны, Ольга Николаевна раздала каждой из девочек по хлебцу, заранее испеченному для них из просфорного теста. В конце урока была сделана фотография на память.
Подрастают помощники - на клирос, в просфорню, в трапезную, в Воскресную школу... Помогай им, Господи.
26.05.2013.
Поздравление иеромонаха Дамаскина (Леонова)
с днем рождения и с первым днем ангела
25 мая - день памяти преподобного Дионисия Радонежского, архимандрита Троице-Сергиевой Лавры, который родился на Тверской земле (Ржев, около 1570 года), духовно возрастал в Старицком Успенском монастыре, где и был затем настоятелем,
в годину Смутного времени был помощником святителя Ермогена, патриарха Московского.
За работы по исправлению печатных книг был обвинен в еретичестве, отлучен от Церкви и заточен в Новоспасский монастырь, вскоре оправдан (сравните с житием преподобного Максима Грека). Святые мощи преподобного Дионисия Радонежского покоятся в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.
Преподобный Дионисий Радонежский входи и в Собор святых, в земле Тверской просиявших.
Иеромонах Дамаскин родился в день памяти преподобного Дионисия и промыслом Божиим, хотя и по неведению родителей, был наречен именем Дионисий. Преподобный Дионисий Радонежский был Небесным покровителем младенца, отрока, алтарника, диакона и иерея Дионисия Леонова - до принятия батюшкой пострига. Мы знаем: "Любовь никогда не перестает" (1-е Послание святого апостола Павла к Коринфянам, 13:8). Не может перестать и молитвенное попечение преподобного Дионисия Радонежского об иеромонахе Дамаскине (теперь у батюшки еще один Небесный покровитель - преподобный Иоанн Дамаскин, день памяти 17 декабря).
В воскресный день, следующий за 25 мая, отец настоятель иеромонах Амфилохий (Желябовский) и прихожане Владимирской церкви поздравили иеромонаха Дамаскина с памятным днем, сказали много добрых слов любимому батюшке, который, по своей скромности только по настоянию отца Амфилохия вышел на солею для принятия поздравлений.
Внемли, Господи, нашим благодарственным молитвам за отца Дамаскина
вкупе с молитвами преподобных Даонисия Радонежского и преподобного Иоанна Дамаскина
и будь помощником и покровителем иеромонаха Дамаскина
в его иерейском служении и монашеском подвиге.
12.05.2013.
12 мая - день тезоиментиства отца настоятеля
иеромонаха Амфилохия (Желябовского)
Этот день был в нашем храме особо примечательным.
В 1-ю Неделю по Пасхе, Антипасху, апостола Фомы - как свежа была пасхальная радость в наших сердцах и душах! Детский хор вместе с основным профессиональным хором пел позднюю (!!!) Божественную Литургию.
И в этот день Святая Православная Церковь празднует память преподобного Амфилохия Почаевского.
А прихожане нашего храма празднуют еще и день тезоименитства настоятеля храма иеромонаха Амфилохия (Желябовского).
После Божественной Литургии прихожане поздравляли батюшку.
По окончании Божественной Литургии в Ворскресной школе состоялся Детский пасхальный праздник.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иеромонах Амфилохий (Желябовский), настоятель Владимирской церкви, в день памяти преподобного Амфилохия Почаевского и в день своего тезоименитства сказал:
"Сегодня мы вспоминаем прпеодобного Амфилохия Почаевского.
Мы знаем, что преподобного Амфилохия гнали из Почаевской Лавры. Но не монахи его гнали, а его гнали власти.
Богоборческая власть, эти ненавистные люди каленым железом пытались выжигать веру православную. Но они могли только лишь наружно это сделать – из сердца невозможно забрать Бога. Ибо, когда Господь находится в сердце в человеческом, то никто не может этого сделать, никому не подвластен этот человек, чтобы отобрать Бога.
Точно также вот и преподобный Амфилохий Почаевский. Он подвизался в Лавре Почаевской, ныне сейчас там находятся его святые мощи. Как только не пытались против него поднимать [людей], его даже изгнали и последнее время он жил не в Лавре – у своих племянников недалеко от Почаевской Лавры.
Но опять-таки и тогда, когда он не был в Лавре, тропа к преподобному никогда не зарастала. Ехали люди туда автобусом, чтобы исцелиться.
Еще он был костоправом. Его отец был костоправом, и он. Отец показал – еще он мальчиком был, и брал его с собой, чтобы лечить людей, вправлять кости на свое место, если у кого-то вывих, да мало ли что.
Вот, и также ж преподобный всю жизнь помогал людям, и тем более, когда он уже удостоился и дара прозорливости и всего, тогда, понятно, не только руками, тогда и молитвой преподобный Амфилохий Почаевский помогал людям. Он молился о людях, он подсказывал, руководствовал людей. И люди ехали туда. Очевидцы описывают, что только еще подъезжаешь к селу, где жил батюшка, в автобусе уже начинали бесноватые кричать, что они приближаются именно к преподобному батюшке Амфилохию Почаевскому.
Вот, дорогие мои, преподобный умер как раз под Новый год, под Новый 71-й год он преставился ко Господу. Церковь празднует [память преподобного] один раз в этот день 12 мая по новому стилю, а в Почаеве есть еще один день памяти. Это 1 января, в этот день празднуется преставление преподобного и богоносного отца нашего Амфилохия Почаевского.
Так что, дорогие мои, давайте и мы будем всегда помнить о преподобном и будем всегда возносить молитвы преподобному Амфилохию Почаевскому – он ведь наш современник, можно сказать. Он в наше время умер. И как он помогал людям, которые приходили к нему за помощью, то и сегодня, в свою очередь, будем просить его, и преподобный Амфилохий будет всегда слышать наши молитвы и будет возносить наши молитвы ко Господу, и Господь пошлет нами просимое.
Будем всегда просить: «Преподобне отче наш Амфилохие, моли Бога о нас грешных. Аминь».
И еще, дорогие, вскорости, когда меня постригли в монашество и дали это имя, мы сидели за трапезой с отцом Василием из Вышнего Волочка. [И отец Василий] говорит: «Отец Амфилохий, а ты знаешь, преподобный Амфилохий при жизни и меня исцелил". – "Что-то у него случилось с ногами, там выбил или что", – поясняет отец Амфилохий. – "Отец меня в Почаев принес, батюшка все сделал со мной, а домой я уже пришел своим ходом, на своих ногах». Так что видите, какая связь с преподобным Амфилохием, что вот еще есть очевидцы, которые видели преподобного при жизни и которые помнят, как он помогал.
Так что, дорогие мои, еще раз с праздником. Христос Воскресе!"
Мы ответили: «Воистину Воскресе»!
Отца Амфилохия поздравил отец Вадим Желябовский, иерей и младший сын отца Амфилохия:
"Сегодня, дорогие братья и сестры, как вы наверняка все поняли, – день Ангела отца Амфилохия, поскольку он пострижен в честь этого святого.
Я хотел бы сказать, что, действительно, многие еще помнят преподобного Амфилохия в живых, который помогал людям, будучи на земле.
Также хочу вспомнить о том, что духовник наш отец Гавриил (Стародуб – прим. ред.) также ездил к преподобному Амфилохию Почаевскому. И вот, многие годы прошли и так [случилось], что после смерти отца Гавриила отца Амфилохия постригли именно в честь этого святого.
Конечно, преподобный Амфилохий был великим человеком, великим старцем, исповедником, на которого необходимо равняться. И я думаю, каждый человек и, прежде всего отец Амфилохий, будет смотреть на подвиги своего святого, будет стараться подражать ему.
Я надеюсь, что каждый из нас помолится о том, чтобы у отца Амфилохия это все получалось, чтобы он преумножал все те добродетели, которые смог стяжать преподобный за всю свою жизнь.
Давайте поздравим отца Амфилохия с его днем АНГЕЛА (отец Вадим сделал акцент на этом слове – прим. ред.). Помоги, Господи, и подай мира, любви, теплоты и взаимопонимания доброй послушной пастве, которая будет всегда возносить молитвы, не оставлять никогда, будет помогать, и всех-всех нас всегда покрывай по молитвам отца Амфилохия. С праздником, дорогие".
Отец Вадим преподнес иеромонаху Амфилохию просфору, вынутую о здравии именинника отца настоятеля. Прихожане также поздравили отца Амфилохия: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Преподобне отче наш Амфилохие,
моли Бога о нас грешных.
Аминь.
|
Читайте также:
1). Статья сайта "Наш маленький Почаев (святыни Свято-Успенской Почаевской Лавры)".
2). Статья из серии о святых, в частицах мощей в нашем храме почивающих: "Преподобный Амфилохий (Головатюк) Почаевский, схиигумен (+1971)".
3). Запись в Ленте новостей "Подарок иеромонаху Амфилохию в день Ангела. 12.05.2012".
4). Фотогалерея "День Ангела настоятеля и 10 лет прославления преподобного Амфилохия, Почаевского чудотворца. 12.05.2012".
5). Запись в Ленте новостей от 12.05.2011.
6). Фотогалерея "Постриг настоятеля нашего храма митрофорного протоиерея Анатолия Желябовского с наречением имени Амфилохий в честь преподобного Амфилохия Почаевского. 20.12.2010".
7). Фотогалерея "На святой горе Почаевской. 11-12.08.2010".
12.05.2013.
Детский пасхальный праздник
По окончании Божественной Литургии в Воскресной школе состоялся Детский пасхальный праздник:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С днем Ангела, батюшка! |
|
Смотрите также:
1). Фотоальбом "Детский праздник в Воскресной школе "Христос раждается, славите". 8.01.2013".
2). Фотоальбом "Пасхальное представление в Воскресной школе. 29.04.2012".
3). Фотоальбом "Рождественский праздник для детей. 8.01.2012".
4). Фотоальбом "Детский праздник в Воскресной школе "Мамин день". 25.11.2012". |
|
11.05.2013.
Суббота Светлой седмицы: раздробление артоса.
Молебен на чтение Псалтири по соглашению
Вот и пролетела Светлая седмица - наступила суббота. В этот день раздробляется АРТОС - пасхальных хлеб, который освящается молитвой после праздничной Пасхальной Литургии и поставляется в Царских вратах. С артосом в Светлую седмицу совершаются торжественные крестные ходы вокруг храмов.
В субботу на Божественной Литургии по заамвонной молитве иерей читает молитву на раздробление артоса, артос уносится в алтарь, где раздробляется, и раздается людям. Артос бережно хранят и вкушают во время болезни.
В этот день вечером перед всенощным бдением (перед 9 часом) затворяются Царские врата, которые всю Светлую седмицу были отворены.
Первое воскресенье после Пасхи - Неделя 1-я по Пасха, апостола Фомы. С этого дня по Уставу в храмах начинается чтение Псалтири. Миряне, читающие келейно Псалтирь, также продолжают чтение Псалтири, оставленное с Великого Четвертка Страстной седмицы.
В нашем храме иерей Дамаскин служил молебен на чтение Псалтири по соглашению. По оконании молебна батюшка сказал слово наставления о пользе чтения Псалтири для каждого христианина и о необходимости добросовестного отношения к порядку чтения кафизм.
Божественная Литургия
и раздача артоса: |
|
|
|
|
|
Молебен на чтение Псалтири по соглашению: |
|
|
|
|
|
|
8.05.2013.
Поездка в Троице-Сергиеву Лавру:
пасхальный подарок отца Амфилохия,
попечительство отца Вадима
и окормление отца Дамаскина
Все мы ждали Пасху. Воистину Христос воскресе!
И еще ждали Светлую Седмицу. Потому, что обычно отец настоятель благословляет поездку в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, к мощам Преподобного Сергия.
В этот год поездка к мощам Преподобного Сергия - пасхальный подарок отца Амфилохия!
Узнала, что это пасхальный подарок, случайно, когда по просьбе Насти уточнила у отца Дамаскина о стоимости поездки. "Бесплатно", - ответил отец Дамаскин.
Всегда радостно ехать к Преподобному Сергию. Еще радостнее, когда чувствуешь такую заботу о нас.
Забота отца Амфилохия - и в постоянной молитве о пастве, в трудах по благоустройству храма, в благословении и отеческих наставлениях. И автобус к окончанию Праздничного пасхального богослужения - это тоже забота отца настоятеля. Это дела явные, а сколько тайных!
Отец Амфилохий, примите от нас поклон за ваши молитвы и добрые дела.
Помогай Вам Господь и Пресвятая Богородица в трудах Ваших.
Отец Вадим поехать с нами не мог, он заказывал и оплачивал автобус.
А на плечи отца Дамаскина, как всегда, легла большая часть забот по организации поездки. Батюшка составлял список и корректировал его, поехал с нами в Лавру, с любовью назирая* за нами. Зная каждого из нас, батюшка пояснениями и похвалой, обращенными ко всем нам, как-то так разом каждого из нас направил, что поездка прошла замечательно.
Отъезд был назначен от Владимирской церкви на пять часов утра. Все пришли заранее. Приложились к иконам Воскресения Христова, Владимирской Божией Матери (хозяйка храма), святыням. Батюшка отслужил молебен и мы отправились в путь.
Примечание: *назирати (ц.-слав.) = наблюдать, присматривать.
|
|
|
|
|
|
|
|
Выйдя из дома затемно, мы почувствовали, что день предстоит хороший - по-летнему теплый и солнечный.
В Завидово из арочного пролета колокольни нас благословили в дорогу два ангела.
От случайного движения сработал затвор камеры и получился такой вот кадр безоблачного неба,
по-утреннему свежего,
которое весь день было над нами. |
|
Первые две фотографии сделаны
через стекло автобуса |
Светло-салатная
Каличья ** башня |
Когда мы подъезжали к Лавре, отец Дамаскин нас предупредил,
что в Лавре ведется реконструкция, многие здания в лесах
и поздняя Литургия, на которую мы успеваем,
будет совершена не в Успенском соборе, как обычно, а в Трапезном храме.
Примечание: **кали(е)ки перехожие (др.-рус.) - странники,
побывавшие во святых местах;
называются от названия их обуви (калиги);
неимущие из них оставались перехожими нищими
и питались Христовым именем.
Калиги (греч.) - обувь вроде башмаков, надеваемая преимущественно на мертвых; сандалии
(Источник: Полный церковно-славянский словарь: В 2 т. / Состав. свящ. магистр Г. Дьяченко. - М.: 1998.).
|
Впереди Звонковая башня |
Уточья башня |
|
|
Наш автобус остановился на стоянке у Каличьей башни Лавры.
Каличья башня расположена в северной стене (на северо-западе Лавры),
почти по диагонали от Святых врат и Красной башни, расположенных в восточной стене.
Осмелюсь предположить, что через Каличью башню входили
неимущие, находившие приют и подаяние в Лавре, поскольку странники, думаю, входили в Лавру Святыми вратами (у кого есть уточнения, напишите).
Выйдя из автобуса, мы привычно пошли вдоль монастырской стены к Святым вратам,
которые расположены с восточной стороны Лавры.
Около памятника Преподобному Сергию Радонежскому кто-то из сведущих людей на скамейке
посоветовал мне именно сейчас сфотографировать памятник Преподобного,
пока солнце "как надо" освещает его. |
|
|
|
Святые врата с иконой Святой Троицы и Красная*** (красивая) башня Троице-Сергиевой Лавры,
увенчанные крестами
Примечание: ***красен, красный (др.-рус.) - красивый, прекрасный.
|
|
|
|
Фреска, изображающая святых Сергия и Никона Радонежских,
расположена с внутренней стороны
Святых врат.
Сразу за Святыми вратами и Красной башней
расположена надвратная церковь
в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (XVII век),
на западной стороне которой - фреска, изображающая
явление Пресвятой Богородицы
Преподобному Сергию Радонежскому.
Пройдя Святые врата, подняв голову и посмотрев вверх,
видим купола Иоанно-Предтеченской церкви,
которые, как три богатыря, охраняют вход в монастырь.
|
|
|
|
|
Войдя на территорию монастыря и оглянувшись, мы видим церковь св. Иоанна Предтечи во всей красе
и то, что над нею пять куполов (пять куполов
символизируют Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов).
Фотограф-монах выбирал интересные ракурсы для фотографий,
используя оставшееся время перед съемкой крестного хода.
Вплотную к Церкви Рождества Иоанна Предтечи расположен флигель
(сейчас в нем расположен магазин "Книги")
с восьмиконечными звездами над северным и западным фасадами (а, может быть, и южным-?).
|
Рядом со Святыми вратами расположены
Успенские врата, которые сейчас открывают
для грузовиков по спецразрешениям.
Они расположены точно напротив
Успенского собора (XVI век).
Таким нам предстал Успенский собор -
в лесах и полимере,
для удобства и безопасности
работы строителей и реставраторов.
С внутренней стороны врат расположена фреска с изображением Успения Пресвятой Богородицы.
|
Вид с еверной стороны: вход в храм
Преподобного Сергия |
Вид с восточной стороны:
апсида, стена в два света, купол над алтарем |
Фотограф-монах направлял объектив камеры
на Трапезный храм (XVII век),
расположенный вдоль южной стены Лавры,
ошуюю**** церкви св. Иоанна Предтечи.
Правильное название:
трапезная***** с храмом Преподобного Сергия Радонежского.
Раньше в трапезной вкушали пищу иноки Лавры.
|
Примечания:
**** ошуюю (ц.-слав.) - по левую руку, или сторону.
***** трапеза (греч.) - зд.: внутренний притвор, получивший такое название оттого,
что в некоторых монастырях в этом притворе или около него,
в нарочито устраиваемой комнате, обедают (имеют трапезу) иноки
(Ист.: Полный ц.-слав. словарь. / Сост. свящ. магистр Г. Дьяченко). |
|
|
|
|
Справа от входа в храм Преподобного Сергия Радонежского - фреска с изображением
молящихся Святой Троице
Преподобного Сергия и преподобного Никона Радонежских.
Святая Троица изображена на Небесах
в виде Трех Ангелов за Трапезой.
Выше - фреска апостола Павла. И далее вдоль стены трапезной - изображения апостолов.
|
Между Трапезным храмом и Успенским собором рядом с алтарем церкви во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (XVI век) - могилы угодивших Господу.
Перед каждой могилой теплится лампада.
Один из могильных крестов привлек меня.
Каменный крест, украшенный гирляндой резных цветов (как и часто встречающееся изображение
крест процветший),
в эти светлые дни напомнил о жизни вечной,
дарованной людям спасительной жертвой
Господа нашего Иисуса Христа,
принесенной на Кресте за грехи наши.
Недалеко находится и известная нам могила
архимандрита Матфея Мормыля,
регента Троице-Сергиевой Лавры.
|
Одесн ую ******
Троицкого собора - наша группа в ожидании
посещения Серапионовй палаты
|
|
|
Собор во имя Святой Живоначальной Троицы (XV век).
В Троицком соборе находится рака со святыми мощами Преподобного Сергия (+ 1392).
Примечание:
****** одесную - (ц.-слав.) - по правую руку, или сторону.
|
|
Дорога от Владимирской церкви к Троице-Сергиевой Лавре заняла три с половиной часа.
Мы приехали в Лавру около половины девятого.
До начала Литургии у нас еще было время.
Мы приложились ко святым мощам Преподобного Сергия и, поджидая всех у дверей Троицкого собора,
осматривали лаврские строения. |
Фото Татианы Корякиной. |
|
|
|
Фото слева направо:
1).
Вид на Успенский собор от Троицкого собора.
2). Сень над крестом (XIX век).
3). Надкладезная часовня (XVII век).
4). Медальон над входом в Надкладезную часовню, расположенную рядом с Успенским собором,
изображает изведение источника Преподобным Сергием.
(Успенский кладезь******* был выкопан самим Преподобным Сергием Радонежским.
Фреску "Изведение источника" см. ниже).
Примечание:
******* кладезь (ц.-слав.) - прокапывание; поток, канал.
|
Фото Татианы Корякиной. |
|
|
Фото Татианы Корякиной. |
Фото слева направо:
1). Колокольня (XVIII век).
2). Маковица******** колокольни.
Сколько же надо было потрудиться,
чтобы одеть почти полностью и Успенский собор, и колокольню лесами,
словно
в монашеский подрясник,
чтобы преуспев в трудах, смирении и молитве,
вновь предстала бы перед нами красавица Лавра
светлоподобником********* с преображенною душею,
красующимся********** о славе Божией.
3). На фото слева направо:
- соборные палаты с храмом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVII век);
- знакомая нам Каличья башня;
- церковь Смоленской иконы Божией Матери
(XVIII век).
4). Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Примечание:
******** маковица, маковка (др.-рус.) - верхушка мака,
где лежат зерна;
вообще верх.
********* светлоподобник (ц.-слав.) - сияющий наподобие света чистотою добродетелей.
********** красоватися (ц.-слав.) - радоваться.
|
Фото Татианы Корякиной. |
Все собрались и мы поспешили ко входу в Серапионову палату и Никоновский придел,
расположенному с обратной стороны Троицкого собора, где хранятся многие лаврские святыни.
После посещения Серапионовой палаты мы были на Литургии в Трапезном храме,
обошли Лавру с крестным ходом, погуляли по территории, вкусили монастырскую трапезу,
купили книги и подарки для близких и отправились в обратный путь.
Но об этом - во второй части повествования...
ПРОДОЛЖЕНИЕ...
|
|
Фото Татианы Корякиной. |
|
Обойдя Свято-троицкий собор и подойдя ко входу в Серапионову палат(к)у,
мы увидели отдельно стоящий корпус Митрополичьих покоев,
с гербом Святейшего Патриарха Кирилла. |
|
|
|
|
|
|
|
Пройдя через двойные двери, мы вошли в притвор,
стены и своды которого расписаны сюжетами из жизни Преподобного Сергия.
Притвор заканчивается массивной дверью, ведущей в главный Свято-Троицкий придел собора,
где покоятся мощи Преподобного Сергия и где мы уже в этот день были.
|
|
|
Левая дверь притвора
ведет в Серапионову палату,
где покоятся мощи прп. Серапиона Новгородского, архиепископа
и хранится много иных святынь Лавры.
|
- это росписи левой стены притвора.
На левом фото мы видим
"Изведение источника" -
изображение,
близкое к медальону Надкладезной часовни
( см. выше).
|
|
|
Правая дверь притвора ведет в Никоновский придел, где покоятся мощи прп. Никона Радонежского, приемника Преподобного Сергия и 2-го игумена Лавры.
Здесь также хранятся иные святыни Лавры |
|
|
|
|
- это росписи правой стены притвора.
Окошечко открыто в Никоновский придел.
В открытых Царских вратах иконостаса был посталвен артос. |
|
|
|
|
Выйдя из Серапионовой палаты, мы пошли на позднюю Литургию в Трапезный храм
(в Лавре служат три Литургии - раннюю, среднюю и позднюю).
Был открыт вход в Трапезный храм через западные двери,
расположенные со стороны Серапионовой палаты
(на левом фото).
Трапезная часть храма, в которой мы молились на Литургии,
отделена ажурной решеткой от храма преподобного Сергия
(возможно, теперь считается главным алтарем 3-х престольного собора)
и вход в него через северные двери был ограничен.
На стене, разделяющей храм (придел) Преподобного Сергия
и трапезную часть,
находится фреска "Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея".
Справа и вверх от фрески - изображение Славы Пресвятой Троицы
в виде равностороннего треугольника алого цвета с исходящим золотым и серебряным сиянием
(второе фото справа).
Перед Царскими вратами двух боковых приделов стояли артосы,
но врата правого придела были закрыты (правое фото) -
наверное, в алтаре этого придела сейчас не служат. |
После Литургии через западные двери Трапезного храма вышел крестный ход. |
|
|
|
|
В Светлую Седмицу ежедневно после Литургии совершаются крестные ходы с артосом.
В этом ряду фотографии расположены справа налево. |
Фото Татианы Корякиной. |
Фото Татианы Корякиной. |
|
Фото Татианы Корякиной. |
Первая остановка крестного хода была у восточной стены Успенского собора
(на правой фотографии подальше за батюшкой с камерой одна из наших паломниц!).
Молитва, чтение Евангелия, окропление святой водой, - ... |
Фото Татианы Корякиной. |
|
|
Фото Татианы Корякиной. |
... и крестный ход последовал далее к северной стене собора.
Мы увидели смиренную до времени, но узнаваемую нами колокольню
и в лесах фреску Успения Божией Матери на северной стене собора.
|
|
|
|
|
Молитва, Чтение Евангелия, окропление святой водой.
Строители с высоты лесов тоже с нами слушают Евангелие.
|
|
|
|
|
Остановка на паперти Успенского собора, у западной стены
(на правой фотографии две наши паломницы!!).
|
|
|
|
К крестный ход последовал к парадной лестнице храма Преподобного Сергия (Трапезного храма),
которая расположена ближе к Святым вратам, Красной башне, Иоанно-Предтеченскому храму.
В этом ряду фотографии расположены справа налево. |
|
|
Фото Татианы Корякиной. |
|
Следовали за крестным ходом и мы...
(на двух левых фотографиях камера "захватила" о. Дамаскина и наших паломников).
Крестный ход на паперти храма Преподобного Сергия (Трапезный храм).
|
|
|
|
Фото Татианы Корякиной. |
Несколько фотографий отца Дамаскина и наших паломников. |
|
|
Фото Татианы Корякиной. |
Фото Татианы Корякиной. |
|
|
|
|
Общая фотография на дорожке
к Свято-Троицкому собору.
Фото Татианы Корякиной.
|
Дорогой в Тверь всё такое же
чистое небо было над нами
(Московское море).
ФОТОГАЛЕРЕЯ поездок в Троице-Сергиеву Лавру на Светолй Седмице прошлых лет.
Воскресый из мертвых Христе, Истинный Боже наш,
молитвами Пречистыя Своея Матере,
преподобных Сергия, Никона и Дионисия Радонежских,
преподобных и богоносных отец наших и всех святых,
помилуй и спаси отцов наших
иеромонаха Амфилохия, иерея Вадима, иеромонаха Дамаскина
и нас, яко Благ и Человеколюбец.
|
5.05.2013.
ПРЕСТОЛьный праздник храма - 6 мая, мученика АНАТОЛИЯ.
Всенощное бдение совершил митрополит Тверской и Кашинский Виктор
Мученик Твой, Господи Анатолие, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:
имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости.
Того молитвами спаси души наша.
(тропарь, глас 4)
Величаем тя, страстотерпче святый Анатолие,
и чтем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
(величание)
Звезда светлая явился еси, непрелестная мирови,
солнце Христа возвещающи, зарями твоими страстотерпче Анатолие,
и прелесть погасил еси всю: нам же подаеши свет,
моляся непрестанно о всех нас.
(кондак, глас 2)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слава, Господи, Святому Воскресению Твоему.
Святый мучениче Анатолие, моли Бога о нас.
Святый великомучениче Георгие, моли Бога о нас.
|
5.05.2013.
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
|
|
|
Тебе на водах повесившаго всю землю неодержимо,
тварь видевши на лобнем висима, ужасом многим содрогашеся,
несть свят, разве Тебе, Господи, взывающе.
Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына:
востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог,
верою и любовию Тя величающия.
(ирмосы канона Великой Субботы)
|
|
|
|
Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех,
и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Воскресение Твое, Христос Спаситель, Ангелы воспевают на небесах:
и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить.
(стихира, глас 6)
|
|
|
|
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ,
и сущим во гробех живот даровав.
Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ
и тем, кто в гробницах, жизнь даровав.
(тропарь, глас 5)
|
|
|
|
|
Воскресения день, просветимся, людие. Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни,
и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия.
Воскресения день! Просияем люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от
смерти к жизни
и с земли к небесам Христос Бог нас перевел, песнь
победную поющих.
(ирмос 1-й песни канона Пасхи)
|
|
|
|
Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое,
но нетления источник из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся.
Придите, будем пить питие новое, не из камня бесплодного чудесно изводимое,
но бессмертия источник, пролившийся из гроба Христом, на Котором мы утверждаемся.
(ирмос 3-й песни канона Пасхи)
|
|
|
|
Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба,
слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете, яко человека?
Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть,
яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Жены, пришедшие с Марией до рассвета и нашедшие камень отваленным от гроба,
услышали от Ангела: "Во свете вечном Пребывающего что вы ищете среди мертвых как человека?
Посмотрите на погребальные пелены, бегите и миру возвестите, что восстал Господь, умертвив смерть,
ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!"
(ипакои, глас 4)
|
|
На Божественней стражи богоглаголивый Аввакум
да станет с нами, и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща:
днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен.
На божественной страже Богословесный Аввакум
да станет с нами и покажет светоносного Ангела, ясно возглашающего:
"В сей день – спасение миру, ибо воскрес Христос, как всемогущий".
(ирмос 4-й песни канона Пасхи)
|
|
|
Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце,
и Христа узрим правды Солнце, всем жизнь возсияюща.
Бодрствовать будем с раннего утра и, вместо мира, песнь принесем Владыке,
и Христа узрим – правды Солнце, всем жизнь излучающее.
(ирмос 5-й песни канона Пасхи)
|
|
|
|
Снизшел еси в преисподняя земли, и сокрушил еси вереи вечныя,
содержащия связанныя, Христе,
и тридневен, яко от кита Иона,
воскресл еси от гроба.
Сошел Ты в глубочайшие места земли и сокрушил засовы вечные, державшие заключенных в оковы, Христе,
и на третий день, как из кита Иона, воскрес из гроба.
(ирмос 6-й песни канона Пасхи)
|
|
|
|
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу,
и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся,
и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада
и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: "Радуйтесь!"
и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.
(кондак, глас 8)
|
|
|
|
Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб,
предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху:
о другини! Приидите, вонями помажем тело живоносное и погребеное,
плоть воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе.
Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся,
и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому,
и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение.
Прежде солнца бывшее Солнце, зашедшее некогда во гроб,
придя еще до наступления утра, искали как дневного света мvроносицы-девы и одна к другой взывали:
"О подруги, давайте помажем благовониями тело, источающее жизнь и погребенное,
плоть Того, Кто воскрешает падшего Адама, лежащую в гробнице.
Пойдемте, поспешим, как волхвы и поклонимся,
и принесем миро, как дары/ уже не пеленами, а плащаницею Обвитому;
и прольем слезы и воскликнем: "О Владыка, восстань, дающий падшим воскресение!"
(икос, глас 8)
|
|
|
|
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу,
единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим:
Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем.
Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению:
се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа,
поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Воскресение Христа увидев, поклонимся Святому Господу Иисусу,
единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твоё поём и славим,
ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя иного не знаем, имя Твоё призываем.
Придите, все верные, поклонимся святому Христову воскресению,
ибо вот, пришла через Крест радость всему миру. Всегда благословляя Господа,
воспеваем воскресение Его, ибо Он, распятие претерпев, смертию смерть сокрушил.
|
|
|
|
|
Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость.
Воскрес Иисус из гроба, как предсказал, даровав нам вечную жизнь и великую милость. |
|
|
|
|
Отроки от пещи избавивый, быв Человек, страждет яко смертен,
и страстию смертное, в нетления облачит благолепие,
Един благословен отцев Бог, и препрославлен.
Отроков из печи Избавивший, став человеком, страдает как смертный,
и Своим страданием облекает смертное в красоту бессмертия,
Единый благословенный Бог отцов и препрославленный.
(ирмос 7-й песни канона Пасхи)
|
|
|
|
|
Сей нареченный и святый день, Един суббот Царь и Господь,
праздников праздник и торжество есть торжеств,
воньже благословим Христа во веки.
Этот желанный и святой день, первый от субботы, царственный и главный,
есть праздников праздник и торжество из торжеств.
В сей день благословляем Христа вовеки!
(ирмос 8-й песни канона Пасхи)
|
|
|
|
Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся!
И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба,
и мертвыя воздвигнувый: людие, веселитеся.
Ангел возглашал Благодатной: "Чистая Дева, радуйся!
И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба,
и мертвых воскресил". Люди, торжествуйте!
(припев на 9-й песни канона Пасхи)
|
|
|
|
|
Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия.
Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице,
о востании Рождества Твоего.
Светись, светись, новый Иерусалим, ибо слава Господня над тобою взошла!
Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица,
о воскресении Рожденного Тобой.
(ирмос 9-й песни канона Пасхи)
|
|
|
|
|
Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи,
тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли,
и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение.
Плотию уснув, как смертный, Ты, Царь и Господь,
на третий день воскрес, Адама воздвигнув из тления
и упразднив смерть. Пасха нетления, мира спасение!
(екзапостиларий канона Пасхи)
|
Поем Твою, Христе,
спасительную страсть,
и славим Твое Воскресение.
Воспеваем Твои
спасительные
страдания,
Христе,
и славим Твое воскресение.
(стихира на хвалитех,
глас 1)
|
|
Крест претерпевый,
и смерть упразднивый,
и воскресый из мертвых,
умири нашу жизнь, Господи,
яко Един Всесилен.
Крест претерпевший,
и смерть упразднивший,
и воскресший из мертвых,
умиротвори нашу жизнь, Господи,
как Единый всесильный.
стихира на хвалитех,
глас 1)
|
Стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. (Пс. 67:2)
Стих: Да восстанет Бог и рассеются враги Его.
Пасха священная нам днесь показася; Пасха нова святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная.
Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных.
Пасха двери райския нам отверзающая. Пасха всех освящающая верных.
Пасха священная в сей день нам явилась, Пасха новая, святая, Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая.
Пасха – Христос Избавитель; Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных,
Пасха двери рая нам открывшая, Пасха, освящающая всех верных.
Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут. (Пс. 67:3)
Стих: Как исчезает дым, да исчезнут.
Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте:
приими от нас радости благовещения, Воскресения Христова:
красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба,
яко жениха происходяща.
Идите после видения, жены-благовестницы, и Сиону возгласите:
"Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом!"
Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, Царя-Христа узрев,
как жениха, из гроба выходящим.
Стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. (Пс. 67:3-4)
Стих: Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся.
Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Живодавца,
обретоша Ангела на камени седяща, и той провещав им, сице глаголаше:
что ищете Живаго с мертвыми; что плачете Нетленнаго во тли?
Шедше, проповедите учеником Его.
Жены-мироносицы глубоким утром, гробнице жизни Подателя представ,
нашли Ангела, на камне восседавшего, и он, обратившись к ним, так возглашал:
"Что вы ищете Живого между мертвыми? Что оплакиваете Нетленного, как тлению подпавшего?
Возвратившись, возвестите ученикам Его!"
Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. (Пс. 117:24)
Стих: Это день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный!
Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия. Пасха,
радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь,
яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.
Пасха радостная, Пасха, Господня Пасха, Пасха всесвященная нам взошла. Пасха!
Радостно друг друга обнимем. О, Пасха – избавление от скорби! Ибо из гроба в сей день,
как из брачного чертога просияв, Христос жен исполнил радости словами: "Возвестите Апостолам!"
Слава, и ныне: Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем.
Рцем братие, и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим:
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Слава, и ныне: Воскресения день! И засияем торжеством и друг друга обнимем;
скажем: "Братья!" и ненавидящим нас, – всё простим ради воскресения и так возгласим:
"Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и тем, кто в гробницах, жизнь даровав!"
(стихиры Пасхи, глас 5)
ПАСХА 2012: ФОТОГАЛЕРЕЯ
|
3.05.2013.
Великий Пяток вечера: погребение Святой Плащаницы
Великий Пяток - день строгого поста.
Накануне - в четверг вечером - была совершена утреня с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Утром были совершены царские часы Великого Пятка с изобразительными (Литургии не положено).
В 15-00 Святая Плащаница была изнесена из алтаря:
смотрите фотографии и пояснения к ним.
Тебе одеющагося светом яко ризою,
снем Иосиф с древа с Никодимом,
и видев мертва нага непогребена,
благосердный плачь восприим, рыдая глаголаше:
увы мне, сладчайший Иисусе,
Егоже вмале солнце, на кресте висима узревшее, мраком облагашеся,
и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса;
но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть.
Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию?
Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу,
или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре?
Величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое
со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе.
(стихира на Слава, и ныне, глас 5 из стихир на стиховне вечерни)
|
|
|
|
Цветы для украшения
Святой Плащаницы |
Горят свечи
о грехах наших |
Святая Плащаница положена
на престоле.
Евангелие поставлено горе престола,
как на Литургии |
|
|
|
|
Святая Плащаница износится из алтаря через северные двери
и полагается на уготованную гробницу на середине храма.
Возложение живых цветов на Палщаницу |
|
|
|
|
Чтение умилительного канона повечерия
«О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы» |
Целование
Святой Плащаницы |
|
|
|
На утрени после пения великого славословия.
В дверях храма зажженный фонарь и хоругви от Торжокских золотошвей -
алтарники и люди ждут начала крестного хода.
Троекратное каждение окрест Плащаницы.
Священнослужители, совершив три земных поклона,
пднимают Святую Плащаницу и крестный ход выходит из храма |
|
|
|
Святая Плащаница обносится вокруг храма с пением погребального "Святый Боже..."
|
|
|
|
Крестный ход со Святой Плащаницей вокруг храма |
|
|
|
Входя в храм, люди благоговейно проходят под Святой Плащаницей.
Плащаницу подносят к Царским вратам и затем полагают посредине храма |
Чтение Евангелия перед Плащаницей (Мф., зач. 114, XVII, 62-66):
62 Во утрий же день, иже есть по пятце,
собрашася архиерее и фарисее к Пилату,
62 На другой день, который следует за пятницею,
собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
63 глаголюще: господи, помянухом, яко льстец он рече,
еще сый жив: по триех днех востану:
63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот,
еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;
64 повели убо утвердити гроб до третияго дне,
да не како пришедше ученицы Его нощию
украдут Его
и рекут людем: воста от мертвых: и будет последняя лесть горша первыя.
64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня,
чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его
и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
65 Рече же им Пилат: имате кустодию: идите, утвердите, якоже весте.
65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
66 Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею.
66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
|
Иже нас ради человеков и нашего ради спасения,
страшныя Страсти, и Животворящий Крест,
и вольное погребение Плотию изволивый,
Христос, Истинный Бог наш,
молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых,
помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.
(великий отпуст, произносимый с амвона)
|
Целование "на плащанице положения во гробе"
|
Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго,
в нощи к Пилату пришедшаго, и Живота всех испросившаго:
даждь ми Сего страннаго, Иже не имеет где главы подклонити;
даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде;
даждь ми Сего страннаго, Егоже Мати зрящи на кресте висяща,
рыдающи вопияше, и матерски восклицаше:
увы Мне, Чадо Мое! увы Мне, Свете Мой, и утроба Моя возлюбленная!
Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде;
но в радость Воскресения Твоего плачь преложи.
Покланяемся страстем Твоим, Христе,
покланяемся страстем Твоим, Христе,
покланяемся страстем Твоим, Христе, и Святому Воскресению.
(стихира на целование Плащаницы, глас 5)
|
|