Купол храма
ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ
ТВЕРСКОЙ ЕПАРХИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ


Тропарь Владимирской Божией Матери
Храмовая икона Владимирской Божией Матери
170003, г. Тверь, Санкт-Петербургское шоссе, д. 4, корп. 2. Тел.: 8(4822)55-24-50, 8-904-012-79-96, e-mail: vladimirskaya1904@ya.ru
Наши реквизиты: ОАО АКБ «ТГБ», г. Тверь, р/сч 40703810000000000562, к/сч 30101810100000000790, БИК 042809790
в ГРКЦ ГУ Банка России по Тверской обл. Православный приход Владимирской церкви ИНН/КПП 6902036415/690201001
Главная страница
О храме
Святыни
Господские святыни
чтимые иконы Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери
Почаевская икона Божией Матери
Икона Божией Матери Неупиваемая Чаша
Феодоровская икона Божией Матери
более 200 частиц свв. мощей
календарь избранных святых
Клир храма
Расписание богослужений
Общее расписание богослужений
Календарное расписание богослужений
Расписание богослужений: храмовые праздники
Жизнь прихода
Воскресная школа
Советы прихожанам
Подготовка к таинствам
Крещение
Исповедь и Причастие
Венчание
Соборование
Вступающим в повторный брак
О схиарх. Виталии (Сидоренко)
Вечная память
Социальное служение
Одежда для храма
гостевая книга
Как нас найти
Фаворский свет
авторы
статьи

Ковчег с 30 частицами мощей
ФОТО: Ковчег
с 30 частицами мощей
во Владимирской церкви. Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного:
1-й ряд сверху,
1-я частица слева

Тропарь Преображению Господню, гл. 7:
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами, Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Тропарь св. ап. Андрею Первозванному, гл. 4:
Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашым велию милость.

Слава:
Тропарь о умножении любви, гл. 4:
Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя, и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

И ныне:
Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, гл. 4:
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о пречудная Владычице Богородице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.

Кружок православной журналистики "Фаворский свет"
в честь св. ап. Андрея Первозванного при Владимирской церкви Твери

5.09.2013.

1. Литургия в Успенском храме села Закубежье:
"веяние тихого ветра", в котором Господь

Соборно:
Миронова Александра Викторовна,
Калугина Наталья Ивановна,
Новикова Татьяна Аристарховна
,
Семёнова Александра Константиновна

Фотографии Мироновой А. В., Новиковой Т. А., Филатовой А. В., Иванчука Н.

18.07.2013. Закубежье.
С Иверской Пресвятой Богородицей
18.07.2013. Фото Иванчука Николая, сына протоиерея Иосифа

О первом дне нашего паломничества...

Мы приехали в Закубежье из Сергиева Посада в 21-30.
Александра Константиновна взяла ключи и повела нас к сестре на квартиру.

Нас определили «на постой» в 2-комнатной квартире. Мы расположились по трое в комнате.
Первым делом мы достали продукты из пакетов и рюкзаков. Каждая из наших паломниц постаралась прихватить кроме оговоренного еще что-нибудь вкусненького. Когда мы все собрали – картошку, макароны, летние овощи, тушенку, сыр, фрукты, конфеты, печенье, заварку и проч., ахнули, как это можно было все привезти, а съесть возможно ли за два дня?
Мы приступили к постной трапезе, потому что на следующий день в праздник обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского все собирались причаститься.
Так хотелось сбегать взглянуть на храм, но нужно было готовиться ко Причастию...

В одной из комнат, где мы остановились, был большой домашний иконостас из простых икон с иконами Спасителя, Божией Матери, святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца и другими иконами. Перед иконостасом мы соборно читали вечернее правило, каноны и последование ко святому Причащению. Мы установили на телефонах время побудки, но для страховки наказали разбудить нас наших «звоночков» или, как в монастырях называют, «будильников» – Александру Константиновну и Настю, которые по жизни «жаворонки». И действительно, ночью Настя потихонечку читала последование ко святому Причащению – для нее это было раннее утро.

Выспались хорошо – вокруг природа, цивилизация осталась где-то далеко. Утром никого будить не пришлось. Каждый волновался, было желание быстрее пойти в храм. Мы быстро оделись и порадовались друг за друга, когда увидели на ком-то новенький платочек, нарядную блузку.

18.07.2013. Закубежье
В этом доме мы жили
18.07.2013. Закубежье
Ко Причастию

Мы шли в храм, дорога была пустая и мы непроизвольно растянулись от одной обочины до другой. И вот перед нами расступились деревья и на взгорке мы увидели светлый храм с ярким синим куполом, совсем не такой, какой можно было бы предположить увидеть в одном из сёл Подмосковья.

18.07.2013. Закубежье
Фото Новиковой Т. А.

На взгорке стоял большой храм, напоминающий соборы Санкт-Петербурга. Чем напоминающий? Объемом, высотой (батюшка сказал, что высота храма более 20 метров), пропорциями, большим круглым барабаном-ротондой под куполом. Храм построен в форме корабля с центральной частью, представляющей собой большой круглый барабан-ротонду на двусветном четверике (летняя церковь), и трапезной частью (зимняя церковь). Как нам пояснил батюшка, первоначально западный, северный и южные входы (ранее, разумеется, порталы) были оформлены портиками, которые до настоящего времени не сохранились (но сохранились конструктивные крепежные элементы). Когда мы это услышали и представили, как первоначально выглядел храм, то утвердились в родственности храма столичной архитектуре Санкт-Петербурга*.

18.07.2013. Закубежье
Храм, освещаемый с запада заходящим солнцем.
Фото Филатовой А. В.

Примечание: * описание архитектуры Успенского храма
– в
статье "Церковь Успения Пресвятой Богородицы" сайта
"Муниципальное образование сельское поселение Шеметовское".

Перед нами батюшка с сыном шли в храм. Мы прибавили шаг. Увидели рядом кладбище (погост) и поняли, что раньше храм был кладбищенским. Простое деревянное крыльцо с южной стороны. Рядом доска объявлений, на ней мы увидели на стандартном листе бумаги информацию Миссионерского отдела Московской епархии «Задай вопрос о своей вере» для невоцерковленных людей с номером справочного телефона и адресом электронной почты и чуть ниже такое объявление: «Если у Вас есть неотложная потребность общения со священником, или Вы хотите поставить свечи и помолиться, а храм в этот момент оказался закрыт, то обращайтесь по телефонам к настоятелю или сотрудникам храма» и телефоны настоятеля Успенского храма протоиерея Иосифа и еще двух сотрудников (в том числе и Нины Константиновны – старшей сестры нашей Александры Константиновны). Нас это удивило и порадовало. Если что случится, мы обычно бежим в храм, а вот телефон батюшки – как неотложная служба первой помощи. Также удобно для людей, которые пришли на кладбище навестить своих близких и хотят помолиться о них.

18.07.2013. Закубежье
Погост у храма
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
Доска объявлений у храма
Фото Новиковой Т. А.

Служба начиналась в 8 утра, батюшка благословил нас придти на полчаса раньше. А мы пришли значительно раньше, поэтому, подходя к храму, мы не спешили. Обошли храм вокруг. Полюбовались золотым крестом храма, сияющим в лучах утреннего солнца, необычной чашей купола. Потом мы узнали, что такие чашеобразные купола были распространены в XIX веке и они символизируют Потир – Чашу Причастия. Цветы около храма. Напротив западных дверей увидели колокольню – опять же совсем не такую, какую мы представляли себе! Оказывается, такие колокольни бывают...


18.07.2013. Закубежье

Чашеобразный купол
18.07.2013. Закубежье
Большой колокол с именами Константина и Зинады – родителей Александры Константиновны и сестер

18.07.2013. Закубежье

Колодец
с освященной водой
18.07.2013. Закубежье
Колокола в вечернем свете
Фото Филатовой А. В.

Вошли в храм. Храм был пустой. Только батюшка с сыном Николаем в алтаре и сестра Александры Константиновны Мария Константиновна за свечной лавкой.

Мы увидели просторный светлый 3-придельный храм, большую Иверскую икону Божией Матери.

18.07.2013. Закубежье

Перед нею – в зимней части располагается 2 придела: Иверской иконы Божией Матери (левый) и Преображения Господня (правый), восстановленные и полностью обустроенные. Слева от иконы – стеклянная дверь, ведущая в летнюю часть с главным приделом Успения Пресвятой Богородицы.

18.07.2013. Закубежье
Слева – придел Иверской иконы Божией Матери,
справа – придел Преображения Господня
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
Икона святителя Николая, расположенная на северной стене Иверского придела, увитая плющом
18.07.2013. Закубежье
Иконы южной стены Иверского придела
18.07.2013. Закубежье
Икона св. мчцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
18.07.2013. Закубежье
Иконы северной стены Преображенского придела
18.07.2013. Закубежье
Аналой около икон Преображения Господня и прп. Серафима Саровского, у которого батюшка исповедует
18.07.2013. Закубежье
Цветы на подоконнике - совсем по-домашнему

Мы прошли в главный придел. На аналое лежала икона Преподобного Сергия, игумена Радонежского, приложились к ней.

18.07.2013. Закубежье
В главном приделе Успения Пресвятой Богородицы
перед началом Божественной Литургии

Главный придел был весь перегорожен лесами. Подняли головы вверх, чтобы оценить высоту купола, но увидели только доски лесов... Со стен была сбита штукатурка. Если во время молебна остатки штукатурки падали со стен, прихожанка Надежда или регент Татиана сразу же веничком сметали ее с ковров, которые были посланы для прихожан. И эта забота напомнила нам домашний уют.

18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье

Иконостас был старый, опаленный огнем, Царских врат не было, видимо, сгорели и совсем обветшали, пространство храма было отделено от алтаря в потоке льющегося света полупрозрачной темно-бордовой катапетасмой (завесой).
Клирос был отделен занавесочкой, было все очень по-домашнему, радостно.
В этом приделе были основные, причем простые (не писанные на заказ) иконы.

18.07.2013. Закубежье
Икона Покрова Пресвятой Богородицы
и полевые цветы перед ней слева
от Царских врат Главного придела
18.07.2013. Закубежье
Икона Успения Пресвятой Богородицы
и садовые цветы перед ней справа
от Царских врат Главного придела

В храме каждый нашел для себя уютное местечко. Мы встали «ровно» – выпрямились, настраиваясь на богослужение. Батюшка вышел из алтаря, всех благословил, раздал каждому по молитвослову и одна из нас начала читать утренние молитвы. Мы следили глазами по тексту и про себя повторяли слова молитв. Привычные слова утренних молитв отзывались в сердце, имели особенную силу. Мы чувствовали в нашей общей молитве живое обращение к Богу.
Александра Константиновна потом рассказала нам, что батюшка благословил приходить в храм на утреннее и вечернее правило и работники и прихожане часто читают правило в храме до Литургии и после всенощного бдения или полиелейной вечерней службы. Нам это очень понравилось, было так умилительно.
Батюшка произнес отпуст и сказал, что до приезда хора мы можем написать записки.

На свечной лавке мы подали записки, поклонились иконам. Начали подходить прихожане. Некоторые из них, видя в нас впервые пришедших к ним в храм, показывали иконы и рассказывали о них.
Так, одна прихожанка с умилением сказала, что на последнюю приобретенную икону мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии они собирали деньги. А икона мученицы Татианы приобретена батюшкой в честь регента хора Татианы, которая много лет ведет хор и много сделала для храма.

Исповедники стояли в правом боковом приделе. Батюшка вышел и мы исповедовались. Во время исповеди многие почувствовали любовь, которая все покрывает, легкость и радость. Это новое для нас состояние мы восприняли как дар Бога по молитвам Преподобного Сергия Радонежского и батюшки.

Началась Литургия. Хор пел легко и светло. В составе хора было два регента и певчая с большим опытом.
Нам запомнилось, как батюшка в алтаре читал Евангелие. Отец Иосиф читал мягко, распевно, очень неспешно – мы чувствовали внутри тишину и внимание, каждое слово звучало отдельно и ум успевал его осознать, промежутки слов были наполнены созерцанием души и мы СЛЫШАЛИ Слово Божие.

Служба шла размеренно, воспринималась сердцем. Алтарь был весь наполнен светом и через полупрозрачную завесу мы видели, как там светло, просторно, празднично.
Мы чувствовали службу. Глазами смотрели – и видели, ушами слушали – и слышали. И уже не нужно было ни смотреть, ни слушать… Мы «следовали» за батюшкой и растворялись в благодати, которая исходила из алтаря, мы чувствовали общность ("общее дело") и сопричастность батюшке, который совершал Таинство Евхаристии, и себя как бы рядом с ним. И когда открывали глаза, завесы будто и не было, но было ощущение архиерейской службы с открытыми Царскими вратами…

Батюшке помогали его сын отрок Николай и отрок Сергий. И еще молодой человек по имени Александр, который приезжает уже много лет в Закубежье на дачу, работает алтарником и звонарем. Его-то батюшка и отправлял учится звонарному делу в Троице-Сергиеву Лавру, о чем мы писали ранее в статье «Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Закубежье».
Маленькие алтарники Николай и Сергий выходили из алтаря спокойно, не терялись и мы поняли, что у них уже есть опыт. Со стороны батюшки не было ни слов, ни подсказывающих жестов, все текло своим чередом.

18.07.2013. Закубежье
Алтарник Николай Иванчук
18.07.2013. Закубежье
Алтарники Сергий (слева)
и Александр (справа)

Батюшка произнес возглас «Святая святым», алтарник вынес зажженную свечу и поставил ее перед катапетасмой (ведь Царских врат пока нет), мы поклонились святыне до земли. Певчие отступили в сторону, алтарник Александр принес на клирос антидор и запивку и встал за аналой читать молитвы ко святому Причащению.
Было радостно. Мы прикладывались к иконе Преподобного Сергия Радонежского на аналое, как к мощам Преподобного накануне.
Стояли, ожидая Причастия. Батюшка вышел с Чашей из алтаря, поднялся на высокий круглый амвон (такого амвона нигде больше нет – только в этом храме!!!) и начал произносить слова молитвы святителя Иоанна Златоустого «Верую, Господи, и исповедую…». В каждом слове молитвы мы уже чувствовали всепрощающую любовь Христову. В этот день мы все причастились.

18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
В алтаре справа от престола – Владимирская икона Божией Матери,
слева – Иверская икона Божией Матери

Начался молебен Преподобному Сергию Радонежскому. Во время молебна мы встали поближе друг к другу вокруг аналоя, на котором лежала икона Преподобного Сергия. Мы стояли, как единая семья, в молении и благодарении перед Преподобным Сергием Радонежским, игуменом всея Руси.

Молебен:
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье

По окончании молебна отец Николай поздравил причастников с принятием Христовых Тайн, собравшихся – с праздником Преподобного Сергия, и второго алтарника – отрока Сергия – с днем ангела.

18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
Алтарник отрок Сергий, тезоименитый Преподобному Сергию
18.07.2013. Закубежье

Затем он отметил, что сегодня в храме Александра Константиновна, которая многие годы помогала храму – собирала деньги, жертвовала пенсии на восстановление храма, и привезла с собой гостей из Твери. Нам было очень приятно это услышать, внимание батюшки тронуло нас.

18.07.2013. Закубежье
Александра Константиновна
18.07.2013. Закубежье
Батюшка вспоминает труды
Александры Константиновны
18.07.2013. Закубежье
Мария Константиновна –
из апостолького числа, по слову о. Иосифа
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
Батюшка возглашает "Многая лета..."
Отец Иосиф произносит проповедь о Прп. Сергии Радонежском
Подходим ко кресту

На клиросе начали читать благодарственные молитвы. Николай выскользнул из храма и мы догадались, что батюшка благословил его звонить в колокола. Казалось, такие маленькие колокола, но они звучали очень пронзительно и рядом стоять было очень некомфортно.
Александра Константиновна потом сказала нам, что в этот день праздника ради батюшка благословил звонить Колю, обычно же звонит Александр и у него получается очень красиво – ведь он "ученый" звонарь.

18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье

У нас было немного времени перед панихидой и Мария Константиновна предложила нам просфорки.

18.07.2013. Закубежье
Сестры Мария (слева)
и Александра (справа)
Константиновны
18.07.2013. Закубежье
Духовные сестры

Батюшка подошел к аналою, поставленному у канона начал служить панихиду. Канон (подсвечник, куда ставят свечи о упокоении) располагается в проходе из летней части в зимнюю и все перешли туда. Панихида была логическим продолжением молебна – молились сначала о живых, теперь молились о наших усопших. Рядом с каноном висит большая икона Иверской Божией Матери, перед которой мы еще не успели помолиться, только приложились. И теперь с молитвой за усопших мы обращались к Богомладенцу Христу и Божией Матери, молитвеннице перед Господом Иисусом Христом за всех нас.

Панихида:
18.07.2013. Закубежье
 
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье

Мы вышли из храма, присели на деревянном боковом крылечке. И тут нас позвали – батюшка, хотя был очень занят и у него было много дел перед отъездом в отпуск, уделил нам время.

18.07.2013. Закубежье
Деревянное крылечко у южной двери

Батюшка рассказал нам об истории храма, о трудностях и препятствиях в его восстановлении, о ежегодном крестном ходе – и нам уже хотелось в нем участвовать, о предполагаемой постройке гостевого домика и в нем помещения, где можно было бы попить чай и побеседовать. За чаем в непринужденной домашней обстановке решаются проблемы, объединяются люди – так считает отец Иосиф. Батюшка провел нас по всему храму, рассказал об иконах, о главном приделе и его иконостасе, вынес из алтаря старый крест, который раньше был установлен на куполе храма, обошёл с нами вокруг храма, снял стенды с фотографиями, чтобы мы могли их получше рассмотреть.
И вот батюшка пошел к свечной лавке, откуда-то достал тяжелые бумажные упаковки и, продолжая свой рассказ, стал раздавать нам выпуски «Журнала Московской Патриархии» и «Московские епархиальные ведомости», книги, спросив при этом, кто из нас любить читать (мы указали на потупивших взгляд Татьяну Аристарховну и Настю), протянул им по книге о молитве.

Батюшка приглашал нас еще приезжать. И теперь мы мечтаем 10 августа 2014 года пройти с ежегодным XIII крестным ходом** из Закубежья в Шавыкину пустынь, где в 1481 году Преподобный Сергий Радонежский основал Успенский Дубенский монастырь.

Примечание: ** – Владимир Саяпин, фото автора
[ПОСМОТРИТЕ ФОТО!!!]. 12-й крестный ход из села Закубежье
Сергиево-Посадского района в Шавыкину пустынь состоялся!
Статья Информационно-новостного сервера «Сергиев Посад».

18.07.2013. Закубежье

После Божественной Литургии, причастия, рассказа отца Иосифа, проголодавшиеся, мы зашли в сельский магазин, но вспомнив, что у нас все есть, поспешили домой и устроили праздничную трапезу. После этого мы разошлись по "келиям" немного отдохнуть. Подремали, почитали журналы и книги, подаренные отцом Иосифом, и нашли в них для себя полезное и интересное. Вечером мы вышли погулять по селу и, конечно, ноги привели нас к храму.

Мы обошли храм вокруг, постояли на месте будущей паперти (когда и ее восстановят), еще раз полюбовались Чашей-Потиром в навершии храма.
Александра Константиновна показала нам, как лег крест на небе и как летели журавли в один из праздников в первые годы восстановления храма.

18.07.2013. Закубежье
Фото Филатовой А. В.
18.07.2013. Закубежье
Фото Филатовой А. В.
18.07.2013. Закубежье
Фото Филатовой А. В.
 
18.07.2013. Закубежье
Фото Филатовой А. В.
 
18.07.2013. Закубежье
Фото Филатовой А. В.
18.07.2013. Закубежье
Фото Филатовой А. В.
18.07.2013. Закубежье
Фото Филатовой А. В.
Мы медленно шли по одной из улиц села Закубежье...,
18.07.2013. Закубежье
Фото Филатовой А. В.
Мы видели типовые домики, построенные теперь уже в далекое от нас время и вот таких деревенских сторожей
18.07.2013. Закубежье
Фото Филатовой А. В.

...вспоминая два последних дня.
Мы были на службах суточного богослужебного круга в праздник обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского.

Малая вечерня с акафистом и всенощное бдение в Покровском (академическом) храме Троице-Сергиевой Лавры – мощный поток особого торжества, соединяющий нас и уносящий ввысь.

Часы и Божественная Литургия в Успенском храме села Закубежье – не менее прекрасные, сотканные из света и радости, как веяние тихого ветра на горе Хорив, которое ощутил пророк Илия, как мягкий льющийся свет, проникающий в нас и освещающий нас изнутри.

Многомилостиве Господи,
не лиши нас Небесного Твоего Царствия,
дабы вечно пребывать в сиянии любви и света.

На следующий день нам предстоял путь в Дмитров, к кресту святого апостола Андрея Первозванного...

18.07.2013. Закубежье
Фото Филатовой А. В.
18.07.2013. Закубежье
Фото Филатовой А. В.
18.07.2013. Закубежье
Фото Филатовой А. В.

25.08.2013.

О третьем дне нашего паломничества...

+ + +

2. Потихонечку, с Божией помощью...

Рассказ протоиерея Иосифа Иванчука,
настоятеля храма

18.07.2013. ЗакубежьеКогда я пришел в храм, все было разрушено, кровли не было. Служили в библиотеке. У входа была библиотека и внизу небольшое помещение. Вода лилась везде, крыша купола тоже протекала, особенно южная часть – она всегда быстрее разрушается, потому что солнышко пригревает, днём оттепель, особенно весной, а ночью заморозки, и морозом всё рвет, крыша и стены разрушаются – и мы, входя, боялись, чтобы кирпич на кого-нибудь не упал. Мы ставили ограждения, просили детей не ходить – только со взрослыми. Купол был настолько в аварийном состоянии, что я не думал, что мы его когда-то восстановим. Средств не было, денежки, которые мы собираем, такие маленькие, чтобы что-то можно было делать.

Но по молитвам Господь подавал таких людей, как Александра Константиновна и Валентина Константиновна. Они не местные жители, но приезжали к сестрам Марии и Нине Константиновнам и вот: «Батюшка, мы хотим помочь. Хотим, чтобы были здесь службы». И начали сбор средств в Москве, свои денежки давали, свои пенсии жертвовали.

18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
Слушаем рассказ батюшки.
На скамеечке в середине сидят рядышком
сестры Александра и Мария Константиновны

И так потихоньку, мало помалу мы открыли первым делом трапезную, потом начали алтарь, сделали кровлю, чтобы дальше не разрушалось. Когда работники пришли, там такие березы растут. Походили, потом начали проваливаться и некоторые сбежали – испугались, что упадут. Но березы снесли и кровлю сделали временную и законсервировали хотя бы рубероидом, чтобы вода не протекала. Вот так с Божией помощью потихоньку, потихоньку.
Мы всё время там молились – совершали богослужения в библиотеке, а здесь потихоньку делали, поскольку помогли нам сделать отопление в трапезной части и иконостасики изготовить. Жизнь посылала людей из другого прихода, где я служил прежде, приезжали. Уже умер Алексей Иванович, Царство ему Небесное – был такой добродушный человек. Его остались полы, иконостасы, здесь всё делал для того, чтобы… Приходит, здесь полы все разрушенные, вот мы их снимали, частично где-то реставрировали, но делали местами, потому что это – древность.
Здесь ходили стопами своими люди, которые прославлены в лике святых.

18.07.2013. Закубежье

У нас тут тоже есть икона новомученика исповедника Российского, расстрелянного на Бутовском полигоне в 30-х годах, священномученика Василия Соколова, пресвитера***. Он был здесь законоучителем до революции, учил детей в школе. Та школа сохранялась почти до 70-х годов, за храмом. Сейчас там пустырь, растёт один борщевик, к сожалению. Хотя и боремся с ним, но сил не хватает, чтобы его искоренить. Он разрастается с ужасной силой, хотя принимаются меры: и скашивается, и тракторами его, и выкорчевываем, – но он всё равно растет. Это надо такие усилия, чтобы его победить.

Примечание:
*** – священномученик Василий Соколов, протоиерей (+ 1922).
Рекомендуем: фото и статья сайта Регионального общественного фонда
«Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»,
материалы Базы данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники
Русской Православной Церкви XX века".
В житии сщмч. Василия Соколова, составленном
иермон. Дамаскиным (Орловским) говорится:
«Священномученик Василий родился 24 июля 1868 года
в селе Старая Слобода Александрвского уезда Владимирской губернии
в семье диакона Александра Соколова. В 1882 году Василий окончил
Переславское духовное училище, в 1888-м – Вифанскую Духовную
семинарию и был назначен учителем церковно-приходской
Закубежской школы в Александровском уезде, которая вскоре,
благодаря его усилиям, стала одной из образцовых в епархии,
с обширной библиотекой для внеклассного чтения.
16 декабря 1890 года Василий Александрович был рукоположен
во священника к Христорождественской церкви села
Пустое Рождество Переславского уезда Владимирской губернии…».

Видимо, по окончании Духовной семинарии Василий Александрович
не был рукоположен потому, что Господь не дал ему ещё супруги.
В Закубежском храме Господь принял его молитвы и, как писал о себе
позже сам свщмч. Василий, «благословил его Господь счастливым
супружеством», и уже тогда – мученическим венцом: он был
рукоположен во иерея. Советуем вам прочитать о подвиге
матушки Иларии, вымолившей жизнь супруга ценой собственной
жизни, о дальнейшем пути протоиерея Василия, проходившего
по групповому делу "Московский процесс об изъятии церковных
ценностей (I этап), май 1922г.", приговоренного к высшей мере
наказания – расстрелу и принявшего мученическую кончину
26.05.1922 (нов. ст.).

Конечно, нужно, чтобы Господь послал сюда людей добродушных, людей верующих, православных, потому что эта деревня всё мельчает. Раньше до 85-го года здесь проживало более 1000 человек, а сейчас в 10 раз меньше – чуть больше ста. Но ведь которые из них тут прописаны, а живут ради работы в Москве, а то ещё в каких местах. Уезжают, приезжают, кто в огороды, кто к своим родственникам, к сожалению.
Но, славу Богу, порадовали – в этом году два дома построили в деревне, как бы такой бальзамчик на сердце, что, может, Господь будет давать, что люди будут возвращаться на землю свою, потому что место святое здесь.

18.07.2013. Закубежье

В 2000 году были изыскания на Чёрной речке, где Черный мост. Потом начался кризис и все остыли. По результатам раскопок нашли мост, нашли свидетельства того, что здесь в начале тысячелетия жили люди.

Люди здесь жили давно****. Летопись дает нам возможность считать, что с конца XVI – начала XVII в.в. уже стояли два храма, в середине XVIII века храмы уже были ветхими, и спрашивали благословления их разобрать и построить новые. Но если просили разобрать, значит, храмы стояли век, если за ними ухаживать и крыть, но если стены прогнивают, то это … То есть, храмов упоминается два, но как-то невыразительно в летописи. И в итоге в 1833 году был построен это каменный храм. Было принято такое мудрое решение, потому что сюда, в это храм была принесена Иверская икона Божией Матери, которая находилась здесь неподалеку в монастыре.

Примечание:
**** – село Закубежье носило название Преображенский погост или
погост Спас за Кубежью при реке Дубна (с 20-х г.г. XVII в.),
с XVIII в. – погост Закубежский или Спас-Преображенский
Константиновской волости Александровского у. Владимирской губ.

18.07.2013. Закубежье

А монастырь, по преданию, основал сам Преподобный Сергий Радонежский по настоянию святого благоверного великого князя Димитрия Донского, указав место, где бы могли иноки молиться о успокоении погибших воинов. Этот монастырь просуществовал до 1764 года. Потом как вы знаете, была секуляризация земель церковных и монастырей, и все второклассные монастыри, у которых не было штатного количества монашествующих, превращали в приходские храмы. А если не было, кому приходские храмы содержать, их просто-напросто упраздняли. Вот такое было делание в середине XVIII века. Описывается, что были в этот храм переданы и икона Божией Матери с ризой, Евангелие в окладе из серебра и кресты серебряные. Конечно, это в революцию не сохранилось – было ли разорвано, растащено или взято в помощь голодающим, неизвестно.

Последнего священника, мы знаем, звали отец Петр. Его репрессировали и куда-то выслали, одни говорят, в Казахстан, другие – ещё куда-то, мы пытались найти, но следов не осталось. Скорее всего, он отсидел небольшой срок и не имел права вернуться, потому что семью выселили.

18.07.2013. Закубежье

В 30-х годах храм закрыли.
Здесь было зернохранилище, а после войны вдобавок ещё разобрали колонны – тогда ещё были колонны спереди и с боков снаружи храма, колокольню разобрали и хотели построить свинарник. Так свинарник не построили, колокольню сломали. Колонны были снаружи, когда выйдем из храма, я покажу: там остались железные дуги, чтобы скреплять эти колонны со стеной храма.

Храм был очень хороший, интересной постройки. Да, очень большой храм – для большого селения, люди могли, значит, построить и содержать такой храм. И пол меняли, и потолки меняли, иконостас был сделан.

Иконостас был сделан, как в Лавре в Иоанно-Предтеченском храме, если кто был, – там такой же иконостас. Но у нас ещё был лучше, потому что он был позже сделан, лет на 20. И он был с декором красно-фиолетовым. Фиолетовый – это вишня, она впечатляет, даже если не на золоте сделать.



18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье


18.07.2013. Закубежье

С Божией помощью служба совершается. Всенощное бдение не всегда совершается, потому что певчие и люди приезжают в газельке, и не хочется людей перенапрягать, приходится понимать и расходы директора. Хорошо, что он дает транспорт, что привозит людей. Стараемся служить, а вот на такие праздники, как Преподобного Сергия, Казанской иконы Божией Матери, мы всегда служим, в любой день.

И у нас ещё сложилась такая традиция, что мы каждый год ходим на место монастыря крестным ходом. Стараемся водичку взять там и идем. Это приблизительно 14 километров туда и обратно. И потом уже трапезу делаем здесь, возле храма, и что прихожане приносят, что-то мы докупаем. Москвичи некоторые приезжают, есть два хоругвеносца из них. Один человек – физик, кандидат физических наук, изучал свою родословную и нашел, что его пращур воевал на этой войне, в Куликовском сражении. В память о том, что монастырь был посвящен именно битве на Куликовом поле 1380 года, они после молебна, после того, как подкрепились люди, с детьми проводят стрельбы.

Монастырь располагался на Княжем острове, среди болота, там река Дубна протекает. До революции туда ходили крестным ходом, только зимой. На сани ставили икону и везли ее туда, а люди шли крестным ходом. Шла нехотя туда лошадка, а обратно прямо бежала домой, еле сдерживали [улыбается]. Вот есть такие сведения.
В советское время проводили мелиорацию земель и все болота осушили. Теперь наоборот болота затапливают, потому что пожары 2010 года показали, что если большая засуха и малейшая оплошность или даже не человеческий фактор, то происходит возгорание и пожар уходит вглубь. Поэтому сейчас осушенные земли затопляются, но дорога там есть. Мы просим директора, и он отправляет трактор дорогу пробить, потому что травы, кустарники. И мы туда по этой проторенной дорожке идем.
Туда идем, молимся, поем молебны. Бывает, кто-то из священников присоединяется. Но тяжело идти, потому что не по ровной дороге: половину пути – дорога, а половину пути мы бредем. Пока Господь силы дает, мы ходим.

Храм замечателен тем, что здесь была Иверская икона Божией Матери, она сейчас в Шемеовском храме*****.

Примечание:
***** Фото явленной чудотвоной Иверской иконы Божией Матери,
находящейся в Казанском храме села Шеметова, смотрите
на сайте «Казанский храм села Шеметова».

18.07.2013. Закубежье
Копия чудотворной Иверской иконы Божинй Матери,
находится на южной стене Свто-Преображенского (правого) придела

Мы написали свою икону. Вот эта Иверская икона Божией Матери. Писал её какой-то знаменитый иконописец, художник из Осетии, такое письмо впечатляющее. Мы хотели клейма написать, но клейма писал другой художник, и поэтому немножко получились несозвучные, но тем не менее. Мы хотели показать, что именно в этом образе мы соединяем и то, что было до революции, и то, что в сегодняшнее время после Юбилейного Архиерейского собора 2000 года, где были прославлены и святейший патриарх Тихон, вот он напротив святителя Николая, и царица Александра, и участники духовной жизни здесь, на этой земле: Преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный великий князь Димитрий Донской и преподобный Савва Звенигородский.

18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье

Преподобный Савва Звенигородский был игуменом Успенского Дубенского Шавыкина монастыря. Впоследствии великий князь Юрий Звенигородский забрал его к себе.
Из этого же монастыря вышел святитель Серапион Новгородский. Мощи его находятся в названной его именем Серапионовой палате Никоновского придела Свято-Троицкого собора Лавры. Вот святитель Серапион вышел именно из этого монастыря, куда мы ходим крестным ходом, и завещал себя похоронить в Троице-Сергиевой Лавре, потому что, наверное, был иноком Лавры и потом таким благочестивым, что его избрали на Новгородскую кафедру – был епископом.

Есть ещё на Стромыни монастырь, это в Ногинском районе Московской области, и историки, бывает, путают два монастыря, пока не разберутся. Знаете, корреспонденты или журналисты, не зная духовной жизни, бывает, такое пишут, такое говорят, что это не пришьешь ни к кому и ни к чему [улыбается]. Также и историки, которые не разбираются в тонкостях, бывает, перепутают: монастыря здесь не было, был только там [на Стромыни – ред.] монастырь. Оказывается, их было два, и они были оба посвящены Успению Божией Матери. Знаете, летописи горели, книги сохранили только очень мало сведений, но археолог Чернов****** доказывает, что именно здесь был монастырь.
И действительно, когда мы ставили поклонный крест, нашли как бы могилку и косточку человеческую, мы там её и захоронили. Это свидетельствуют о том, что действительно там был монастырь, были захоронения там. Ведь где люди не живут, и кладбища нет. [Крест на месте монастыря?]. Да, крест и памятный знак. Мое мнение, что там действительно то самое место.

Примечание:
******
Чернов С.З. Успенский Дубенский Шавыкин монастырь
в свете археологических данных. В кн.: Культура
средневековой Москвы XIV-XVII вв. –
М.: 1995. –
Статья
электронной библиотеки «РусАрх»
портала «Археология России».

Сам храм этот перенес большие испытания, потому что здесь солили шкуры, мясо здесь было, здесь склад был хозяйственный – куда-то нужно было всё девать, совхозу специальное помещение тяжело было построить, материалов не было и всё внутри сносили, ничего не осталось. Были советская проводка, советские гвозди, всё это забивалось, когда ставили перегородки.
Здесь сено было впоследствии. Было время, когда людей с заводов приписывали к совхозам и колхозам. И вот пришли люди, тут ночевали, и, видимо, закурили и сгорело всё. Иконостас сгорел и рухнул.
Тут иконы, росписи были, но когда начало протекать, всё смыло.
На стенах очень крепкая штукатурка. Но её нужно сбивать, потому что она уже ни с каким современным материалом не соединится – будут только трещины, и приходится нам всё это сбивать. Сбить мы это всё сбили, леса поставили, а средств больше нет, и мы вот так второй год в лесах стоим.

Вот склад в этом году построили для материалов. Сейчас нужно бытовку привезти, если нам пожертвуют, и поставить какой-то домик, чтобы можно было чай попить. Прихожане сами собираются, а пообщаться негде, вот и убегают. А бы был домик, уже люди бы так не спешили после службы. Через домик только… [улыбается].

А место это такое – как бы угол среди дорог, там Большое Семеновское. Конечно, деревни после Хрущева остались очень обескровленными, все бежали, потому что паспортов не давали, знаем из истории, заработные платы низкие и т. д. А вот в городах рабочий класс – его как бы превозносили, ему больше льгот было, больше внимания и тогда все люди в города бежали.
Остались в итоге с тем, что земли наши стали пустые, кругом растет бурьян. И только некоторые хозяйства держатся, которым Бог дает силу.
Землю раздали фермерам, а что частник может? Что частник может купить? Может 20 машин иметь? Обработать, переработать – этого он не может, это ему некогда и не по силам. Только большие хозяйства могут справляться, это уже практика показала. Частник только чем-то таким узко-специальным может заниматься, а в нашей северной полосе всё рискованно.
Вот снег выпал и очень многое позаваливало. У нас, в том числе, навес завалило. И на зернотоке железные балки были сварены всё, и то все от снега прогнулись, поломались, и теперь, наверное, всё будут переделывать, перестраивать. Так что стихия у нас, рискованно всё.
Единственное что, трава растёт. Вот, занимаясь скотоводством, хозяйство может выживать. Опять же, сейчас везде техника, много людей будет задействовано.

И проблема вторая – это жилье. Сейчас, слава Богу, у нас два дома построили. Но на один дом почти полтора миллиона надо. Кто такую субсидию возьмет? Какой банк частнику даст? И все совхозы сами сейчас не хозяева, – Господи, неразумное детство, глупость – взять и раздать, продать землю непонятно кому. Какие городские могут этой землей управлять? Да не могут они, должны те, кто вырос на земле, хозяйственник, который душу свою вкладывает, и сердце, и мысли, днюет и ночует на этой земле. Вот тогда толк будет. И был толк до революции, мы же знаем, что в каждом селе что-то производилось.
Вчера мы были на всенощном бдении в Мергусово, и там жил человек, который рассказывал, что Мергусово – это был целый город, 300 домов, а в каждом доме минимум 5-6 детей. Это минимум, а то по 8, по 9 детей. А то и две семьи в одном доме жили, да. И каждый чем-то занимался: кто-то краски делал, кто-то мастерил, кто-то рамки делал, кто-то ещё чего. А прошла революция, ты делал, мастерил, значит, ты – куркуль, помещик и т.д. И всё конфисковывали, людей ссылали. Кто не умел работать, тот был нищим, а кто работал, трудился и в храм ходил, и жертвовал на храм, и спасал свою душу, у тех всё было.

Но так случилось, такой вот страшный переворот в жизни – Бог попустил пострадать нам за грехи наши. Конечно, всё началось, может, не с простых людей, а с людей, которые вверху были, которые были нигилистами, в храм не ходили, и в армии было, конечно и неверие в Бога и т.д. Всё это было. Как говорится, кого Господь, кого любит, того и наказует. Если так взять и всмотреться в историю, то мы увидим, что православные люди больше страдают. Чтобы не погибла в них чистота веры. Возьмите любой народ, к примеру, сербский народ православный, сколько он страдает! Вроде живут католики – и прекрасно живут, протестанты, другие какие кальвинисты и т. д. – всё прекрасно у них. Потому что у них спасения нет, за них лукавый и не борется. Они немножко там выплыли, взяли их в Евросоюз, оказывается, справиться не могут, финансовый кризис.
Бог попускает для спасения, чтобы люди немножко жертвовали своей жизнью, имея драгоценную веру, зная, что вера спасает нас. Вот и мы так же спасаемся трудами, подвигами, тем равноапостольным числом – небольшим. Каждый приход имеет своих апостолов. Такое служение несут те, которые ходят в храм, и не только ходят – помогают, трудятся, ведь храм надо ещё содержать, и покосить кругом, и помыть и к Пасхе приготовиться. Вот с весны мы пришли, здесь всё грязно, пыль, и мы 3-4 дня каждый день, как на работу, ездили. Мыли, чистили всё, и ковры постелили.

Вот свидетельство того, что полы старые, мастера, которые делали поставили год – 1889-й [батюшка показывает нам мозаику на полу в главном Успенском приделе]. Поэтому их, конечно, надо сохранить. Идешь и чувствуешь, что вот это древность. Может быть, современная плитка и полы мраморные великолепные, но если приходится тебе такой храмик, который сам за себя годами свидетельствует, то это, конечно, прекрасно.
Мозаика вся 1889 года сохранилась, единственно, в алтаре у нас плитка, можно посмотреть вот в щель. Потому что там стояла мельница и всё перебито было. И ещё в той стороне хранили удобрение какое-то, пестициды вот эти, и запах ртутный остался. Мы всё выветриваем-выветриваем, уже отштукатурили, песок оттуда убрали, но в землю и в стены запах впитался, и до сих пор запах есть.

18.07.2013. Закубежье


18.07.2013. Закубежье

И вот ещё удивительный такой амвон, видите? Обычно амвон бывает простенький, а здесь почему-то взяли устроители совершили ещё один. Кто сюда приходит, все удивляются. Такого амвона нигде нет, только здесь. Служим, молимся и надеемся, что Господь со временем даст всё.

18.07.2013. Закубежье
Такой амвон могли построить только очень благочестивые люди,
которые в священнике, выходящем на проповедь,
видели, как и подобает, Самого Господа Иисуса Христа.
Обычно на Великом входе священник молится, в том числе,
"о строителях, благоукрасителях, жертвователях храма сего".
В этом храме сами дела строителей и жертвователей –
видимый престол Бога Невидимого.

Ещё грибок храм кушает. Сколько ни штукатурили, через 2-3 года всё осыпалось, потому что много влаги, влаге надо куда-то выйти. А стены метровые, и она не может наружу выйти.
Трещины в стенах есть, но храм не просел. Мы делали раскопки, чтобы посмотреть фундамент.
Фундамент обычный, как тогда делали: валуны, которые потом пересыпались известняком, и строился храм. У нас все храмы такие, и в Тверской области, и Владимирской, и дома на валунах. Еще делали гидроизоляцию, чтобы вода от земли не поднималась. Делали как? Насыпали кору дуба и смолой заливали. Но гидроизоляция со временем прогнивала, если не была защищена от влаги. Если её не хранить, она сгнивала и там только земля оставалась. Тогда оттуда березки вырастали, трава и прочее. Потому что есть питательная среда [улыбается].

Какая высота храма? Более 24 метров. Попробуйте столько средств найти, чтобы… По окна только 300 кубов. Это по окна, а всего где-то более 1000 кубометров, надо всё поштукатурить. Поэтому средств у нас, к сожалению, нет… Если мы не попадем в какую-нибудь программу или не найдется такой человек, которого Бог приведет, и который скажет: «Хочу этот храм реставрировать» [улыбается]. Потому что это уже нам, пенсионерам, не под силу. Может, что-то маленькое: иконочку, денежку собрать, подремонтировать что-то маленькое. А уж такое огромное – это уже не мы, мы не можем, для этого уже сила иная нужна. Но, к сожалению, таких людей пока нет.

18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье

Мое вот такое мнение, если бы теснота, а мы бы ничего не делали, тогда другое дело. А так есть где молиться. Летом тут просторно, зима придет – летний [главный] придел закрываем, электрика работает, тепло дает и нам удобно приехать помолиться. Хотя зимой, конечно, меньше прихожан. Потому что летом кто-то приезжает сюда, дачники, зайдут 3-4-5 человек, но у нас в воскресные дни вот столько, как здесь сегодня с вами было, чуть побольше, а на всенощную поменьше маленько.
Слава Богу, мы молимся, стараемся, чтобы это место вымолить, чтобы людей Господь послал сюда. Дай Бог, чтобы не потерять веру, чтобы люди понимали, что это нужно нам – сохранить веру живую. Если не сохранить веру, все потеряешь: придут другие языки******* и всё заберут.

Примечание: ******* языки (ц-слав.) – зд.: народы.

Кто сюда приезжает, все чувствуют какую-то благодать здесь, какую-то силу. Легко-легко, хотя, кажется, еще неустроенный храм и прочее. Кто ни приезжал, любой человек, наполняется здесь вот этой духовной радостью от необычного такого пребывания здесь. Вот так, слава Богу, слава Богу, потихонечку.

18.07.2013. Закубежье

Да, мы сделали, так как было. Всё так, как было, ещё даже крест есть, остался, сейчас покажу вам крест, он в алтаре [приносит]. Вот этот крест был там. Почему-то он был перевернут другой стороной. Здесь в кресте были стекла, думаю, что разноцветные, они отсвечивали, красоту такую давали. И вот медь, она сохранилась, медью был крест обитый. А здесь по нему стреляли. В советское время, было много ворон и по ним стреляли, и всё это разбили, крест разбили, остался только остов его. Шар под крестом был. Шар был большой, где-то шар тоже есть. Мы поменьше в Софрино заказали, собирали денежки, заказали.

18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье

[«Батюшка, а ещё купол чашеобразный, как на храмах Углича...»]. Думаю, делали одни и те же мастера. Там делали и здесь сделали, когда пригласили. Как говорится, что умеют делать, то и предлагают [улыбается]. А тогда не было таких скоростей, кто ехал в Углич?

18.07.2013. Закубежье

Дай, Господи, нам силы и терпения во всех делах. Вот так потихоньку, слава Богу, радуемся, что мы как-то с древностью связаны, потихонечку, если молимся.
Иконостас… Каждая иконочка в пределах 4-5 тысяч. Александра Константиновна тоже жертвовала иконы, Скоропослушницу, по-моему, там подальше. Она до сих пор стоит, разбухает, её подклеиваем. Служим, молимся и спасаемся.
[Входят женщины]. Захожаночи зашли [улыбается. Одна из вошедших: «Пришла я, еле дошла…»]. Можно пойти на улицу [выходим из храма].

[Встаем перед западной стеною]. Здесь была колокольня. И, конечно, наверное, была не только колокольня, а была ещё пристроечка какая-то. Вот, наверное, нам бы тоже тут пристроечку, не только колокольню рядом, а чтобы пристроечка, и в этой пристроечке можно сделать какие-то комнаты, для трапезы, для всего.

18.07.2013. Закубежье
18.07.2013. Закубежье
Колоколенка и западный фасад храма
с металлическими связующими элементами пристройки (портика-?)
и колокольни над ним, ныне утраченных

[Обходим храм с южной стороны]. Видите, вот здесь грибок, уже второй раз его штукатурим, а грибок всё выдавливает. И краску купили самую лучшую, чтобы держала она. А видите, вода и грибок всё разрушают.
[Наталья Ивановна восклицает: «Как собор»!]. Собор может содержать только большой областной город. Это соборы в городах, но там же кафедры, представительства и т. д., а в деревнях…

[Останавливаемся у южной двери]. Вот здесь были колонны, видите? Колонны и портик ещё. Они были небольшие, где-то на метр-двадцать – метр-тридцать, и колоннами украшалось всё. Но, чтобы это восстановить, надо такие деньги. [Кто-то из нас: «А портик был с колоннами»!] С колоннами, совершенно верно. [«И тогда у храма вид уже совсем другой, тогда понятный вид-то»]. Да, да, он незаконченный. [«Он уже классический. Незаконченный ещё»?] Да! [улыбается] Вот это металлические стяжки: вот одна, вот вторая. Цветочки тут… Пытался один человек помочь, что-то делал, а потом раз и всё… Здесь иконы были. Можно мозаику сделать бы, но… средства нужны. Потихоньку. Думаю, что каждое поколение должно затронуться трудом, подвигом. Один всё сделает – другим что будет делать? [улыбается].

18.07.2013. Закубежье
Южный фасад с металлическими связующими элементами портика, ныне утраченного
18.07.2013. Закубежье
Металлическая стяжка, оставшаяся от портика южного фасада
18.07.2013. Закубежье
Северный фасад с металлическими связующими элементами портика, ныне утраченного.
Фото Новиковой Т. А.

Нам тут жить, жить и возвращаться – народу возвращаться, людям. В городах людям тяжело, особенно на старости лет, очень тяжело. Хоть и комары в деревне, и всё прочее… К земле тянет, да, на свежий воздух, потому что живем на 9, на 14 этаже.

[Мы обошли храм вокруг]. Это сарай. Вот там мы планируем поставить бытовку, а здесь сделать типа такого домика, чтобы можно было придти, чай попить, потому что люди приходят. Да, сделать, чтобы можно было там и собираться.
А то всё в храм несём, и стаканчики, и кружечки, и ложечки, и чай попить – где? Под липами хорошо [улыбается], а зимой как? И все стесняются каждый раз к батюшке идти в дом. Я всё понимаю, бывает, и мы не готовы, все мы, сказать, живем этим миром, этой суетой. А так был бы домик, и всё по-другому. Надеюсь, что, может, потихонечку сделаем остов, утеплим, оклеим, вот листом покроем под цвет железа, и всё – красить не надо, оно хорошо смотрится, и приятно будет. Потихонечку, потому что здесь одна привозка чего стоит. Надо за привоз платить тысяч 5 да плюс материалы, получается всё очень тяжеловато, дорого.

18.07.2013. Закубежье

[Входим в храм: «Батюшка, а у вас есть фотографии из жизни прихода»?] Фотографии вот на стене. [Их можно снять?] Да. [Отец Иосиф снимает для нас со стены два стенда с фотографиями]. Так энтузиастов-прихожан, чтобы этим заниматься, нет, а у меня сил не хватает. Все уже в возрасте, молодежь город манит. В цифру бы перевести фотографии... Всё навалилось, времени нет, всё хочется успеть.

18.07.2013. Закубежье

25.08.2013.

+ + +

18.07.2013. Закубежье3. Впечатления наших паломниц

Филатова Анастасия Валерьевна (24.07.2013):
Мы смогли собраться и поехать почти всем православным кружком.
Празднованием обретения честных мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского и наш приезд в его обитель были началом нашего пути, который показался бы нам непростым, если бы не помощь свыше, и конечно, благословение наших батюшек и неизвестного до поры закубежского отца Иосифа, точно составленный план Александры Викторовны.
Рассказы Александры Константиновны о селе Закубежье, сёстрах и восстановлении храма печатались на нашем сайте. А что ожидает нас никто не знал.
Нежная красота природы, гречишные поля и светло-зелённый лес, доброта встречающих нас людей. Мы поселились в одной квартире, это было радостно ,так как совместные молитвы и трапеза сплачивали нас.
Солнечным утром мы подходили к церкови Успения Пресвятой Богородицы, впереди от своего дома шёл отец Иосиф с сыночком, помогавшим ему на службе.
Просторная светлая церковь с очень высокими стенами, мы прочли вместе утреннее правило, исповедались. Татьяна Аристарховна тихонько пожала мне руку, как бы поддерживая, зная что исповедоваться всегда нелегко. Мы молились каждый о своём, но и вместе, и совместная молитва приоткрыла для нас небеса, и слёзы лились из глаз, так как в некоторые моменты службы казалось, что Бог услышал и благодать снизошла в душу.
После я ещё долго прибывала в этом состоянии. К сожелению, суета и грехи рассеяли то впечатление, но воспоминание об этой службе будет не раз помогать и согревать в трудные минуты жизни.

+ + +

Кутина Анастасия Александровна (25.07.2013):
Мы, начинающие православные журналисты, посетили село Закубежье – малую родину нашей коллеги Александры Константиновны.
Это село находится в Московской области. Поля вокруг села ухоженные, засеянные зерновыми культурами, что сейчас редкость в наших селах. Вокруг много лесов смешанных и хвойных, и, наверно, много ягодных и грибных мест.
И вот мы в еле. Дома утопают в зелени, большинство хороших, добротных домов. В центре села большой пруд. Нас встречают сестра Александры Константиновны – Мария Константиновна, пенсионерка, и племянница Наталья и сразу располагают к себе своим радушием.
Когда я попадаю в другие села, всегда в памяти встает моя малая родина. Сельские люди похожи меж собой – добродушием, приветливостью, трудолюбием. От таких встреч на душе становится светлее и кажется, что этих людей ты знаешь давно.
Утром на Литургии в храме Успения Пресвятой Богородицы. Большой красивый храм, побеленный снаружи, с высокой оригинального вида маковкой. Внутри три придела, два малых отремонтированы, а большой придел в лесах. Народу на службе немного – простые деревенские женщины, ребятишки, мамочки с младенцами. Мы исповедовались, причастились. После службы батюшка с нами побеседовал, рассказал об истории и восстановлении храма.
На следующее утро мы уезжали из Закубежья. Последний снимок на фоне храма, тихая грусть при расставании, вдруг затаилась надежда о будущей встрече...

+ + +

Новикова Татьяна Аристарховна (12.08.2013):
Закубежье… Так хотелось увидеть его, войти в храм Успения Божий Матери, встретиться с отцом Иосифом!
И эта встреча произошла, оставив, я думаю, у каждого из нас неизгладимый след в душе. Об этом даже не стоит много говорить, потому что это очень личные переживания.
Но очень хочется принести низкий поклон и благодарность отцу Иосифу за все.
За утреннее правило в храме рано перед службой, когда привычные слова молитв, которые мы повторяем каждый день, звучали трогательно до слез.
За исповедь, на которой нам было дано столько любви.
За светлую благодатную службу, за теплое причастие.
За то, что он уделил нам столько своего времени, хотя у него было много дел и забот, за его рассказ о храме, который теперь все могут прочитать.
За его великий труд, его доброту, его пастырское служение.

А еще поблагодарить нашу дорогую Александру Константиновну, которая открыла для нас это удивительное место, нашу неугомонную, целеустремленную Александру Викторовну – без ее энергии и руководства наша поездка бы не состоялась. Поблагодарить родственниц Александры Константиновны – ее младшую сестру Марию Константиновну и племянницу Наталью за гостеприимство и радушный прием. Принять шесть человек – это не так просто.
И всех наших замечательных паломниц, которые разделили и радости, и тяготы нашей поездки, во время которой мы лучше узнавали друг друга, учились друг у друга, делились всем – и продуктами, и переживаниями, а главное – все шестеро вместе причастились Святых Тайн в незабываемом и дорогом для нас храме Успения Божией Матери.

Отец Иосиф говорил о том, что в этом храме все чувствуют особую благодать, здесь "легко-легко". И нам было именно легко, и мы продолжаем ощущать это и сейчас. Когда мы совершаем наше молитвенное правило, мы вспоминаем, как это было в храме в Закубежьи, готовимся к исповеди – вспоминаем исповедь у отца Иосифа. Мы стараемся молиться за отца Иосифа и о том, чтобы Бог помог ему в трудах.

+ + +

Список статей авторов
Кружка православной журналистики "Фаворский свет"

Опубликованные ранее статьи о ТСЛ, Закубежьи, нашем паломничестве:

1). Филатова Анастасия Валерьевна. Впервые у Преподобного Сергия. Фотографии Мироновой А. В., Прохоровой Ю., имон. Дамаскина (Леонова). - Опубликовано 15.04.2013.
2). Фотогалерея "8.05.2013. Поездка в Троице-Сергиеву Лавру: пасхальный подарок отца Амфилохия, попечительство отца Вадима и окормление отца Дамаскина".
3). ФОТОГАЛЕРЕЯ поездок в Троице-Сергиеву Лавру на Светолй Седмице прошлых лет.
4). "Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Закубежье". Записанные рассказы Семёновой Александры Константиновны. Фотографии Мироновой А. В. - Опубликовано 4.07.2013.
5). Благословение мамы: «Вы – родные, относитесь друг к другу только с любовью». Из воспоминаний Семёновой Александры Константиновны. Фотографии из архива автора; Мироновой А. В. - Опубликовано 17.08.2013.
6). Соборно: Миронова А. В., Калугина Н. И., Кутина А. А., Новикова Т. А., Семёнова А. К., Филатова А. В. Троице-Сергиева Лавра: 1. Под благословением Преподобного Сергия. 2. Впечатления наших паломниц. Фотографии Мироновой А. В., Новиковой Т. А. - Опубликовано 20.08.2013.
7). Соборно: Миронова А. В., Калугина Н. И., Кутина А. А., Новикова Т. А., Семёнова А. К., Филатова А. В. 19.07.2013. Успенский собор г. Дмитрова: Поклонение кресту святого всехвального апостола Андрея Первозванного. Фотографии Мироновой А. В. - Опубликовано 20.07.2013.

Колонка редактора

Пророк Илия на горе Хорив

КНИГА ТРЕТИЯ ЦАРСТВ.
ТРЕТЬЯ КНИГА ЦАРСТВ
Глава 19

1 И возвести Ахаав Иезавели жене своей вся, елика сотвори Илиа, и яко изби пророки оружием.
1 И пересказал Ахав Иезавели всё, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом.

2 И посла Иезавель ко Илии и рече: аще ты еси Илиа, аз же Иезавель: сия да сотворят ми бози и сия да приложат ми, яко в сей же час утро положу душу твою, якоже душу единаго от них.
2 И послала Иезавель посланца к Илии сказать: [если ты Илия, а я Иезавель, то] пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них.

3 И убояся Илиа, и воста, и отиде души ради своея, и прииде в Вирсавию землю Иудину, и остави отрочище свое тамо,
3 Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там.

4 сам же иде в пустыню дне путь, и прииде, и седе под смерчием, и проси души своей смерти, и рече: довлеет ныне (ми), возми убо от мене душу мою, Господи, яко несмь аз лучший отец моих.
4 А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих.

5 И ляже, и успе под садом: и се, Ангел Господень коснуся ему и рече ему: востани, яждь и пий.
5 И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь [и пей].

6 И воззре Илиа: и се, у возглавия его опреснок ячменный и чванец воды. И воста, и яде и пи, и возвратився успе.
6 И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул.

7 И обратися Ангел Господень вторицею, и коснуся ему, и рече ему: востани, яждь и пий, яко мног от тебе путь.
7 И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь [и пей], ибо дальняя дорога пред тобою.

8 И воста, и яде и пи: и иде в крепости яди тоя четыредесять дний и четыредесять нощей до горы Божия Хорив.
8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.

9 И вниде тамо в пещеру, и вселися в ней. И се, глагол Господень к нему и рече: что ты зде, Илие?
9 И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия?

10 И рече Илиа: ревнуя поревновах по Господе (Бозе) Вседержители, яко оставиша Тя сынове Израилевы: олтари Твоя раскопаша, и пророки Твоя избиша оружием, и остах аз един, и ищут души моея изяти ю.
10 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее.

11 И рече: изыди утро и стани пред Господем в горе: и се, мимо пойдет Господь, и дух велик и крепок разоряя горы и сокрушая камение в горе пред Господем, (но) не в дусе Господь: и по дусе трус, и не в трусе Господь:
11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;

12 и по трусе огнь, и не во огни Господь: и по огни глас хлада тонка, и тамо Господь.
12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь].

13 И бысть яко услыша Илиа, покры лице свое милотию своею, и изыде и ста пред вертепом. И се, к нему бысть глас и рече: что ты зде, Илие?
13 Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия?

14 И рече Илиа: ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержители, яко оставиша завет Твой сынове Израилевы, и олтари Твоя раскопаша, и пророки Твоя избиша оружием, и остах аз един, и ищут души моея изяти ю.
14 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее.

15 И рече Господь к нему: иди, возвратися путем своим, и изыдеши на путь пустыни Дамасковы, и помажеши Азаила на царство Сирийское,
15 И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею,

16 и Ииуа сына Намессиина помажеши на царство над Израилем, и Елиссеа сына Сафатова от Авелмаула помажеши вместо себе пророка:
16 а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя;

17 и будет спасаемаго от оружия Азаилева убиет Ииуй, и спасаемаго от оружия Ииуина убиет Елиссей:
17 кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей.

18 и оставиши во Израили седмь тысящ мужей, вся колена, яже не преклониша колена Ваалу, и всяка уста, яже не молишася ему.
18 Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его.

19 И иде оттуду, и обрете Елиссеа сына Сафатова, и сей оряше двеманадесятьма супругома волов пред ним, и той сам по двоюнадесяти супруг. И прииде Илиа к нему, и поверже милоть свою на него.
19 И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар [волов] было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою.

20 И остави Елиссей волы, и тече вслед Илии, и рече: (молю тя,) да облобыжу отца моего и матерь мою, и иду вслед тебе. И рече ему Илиа: иди, возвратися, яко сотворих тебе.
20 И оставил [Елисей] волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе?

21 И возвратися от него: и взя супруги волов, и закла, и испече я в сосудех воловных, и даде людем, и ядоша. И воста, и иде вслед Илии, и служаше ему.
21 Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему.

+++

4. Старые
фотографии храма

Старые фото

 

Старые фото

 

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

 

Старые фото

 

Старые фото

Старые фото

 

Старые фото

Старые фото

 

Старые фото

Старые фото

Старые фото

 

Старые фото

 

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

 

Старые фото

 

Старые фото

Старые фото

 

Старые фото

 

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

Старые фото

 

Старые фото

 

Старые фото

Сервер 'Россия Православная' В начало страницы Яндекс.Метрика



 

"Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем" (псалом 5, стих 8)
Храм зимой (декабрь 2010 г.)
Фото: Владимирская церковь (декабрь 2010 г.)


© 2011-2013 Официальный сайт Владимирской церкви Тверской епархии Московского Патриархата
При использовании материалов просим указывать активную ссылку на наш сайт: www.vladimirskaya1904.ru